Исламские новости

5 исламских секретов Европы 9 Мая 2021

5 исламских секретов Европы









«Ислам и Европа» не совсем подходят друг другу, верно? Кажется очевидным, что одно из них не принадлежит другому. «Ислам и мусульмане должны покинуть Европу!» - призывают экстремисты. Но независимо от ваших взглядов, существует бесспорный факт: Европа имеет огромное «исламское наследие». Ислам появился в этой части света всего лишь через 80 лет после смерти Мухаммеда (мир ему). Это означает, что Европе имеет более 1300 лет мусульманской истории, ожидающей своего открытия!

Как мусульманский писатель и фотограф, путешествуя по этой части света, я изучал увлекательное взаимодействие между Европой и исламом. На своем пути я наткнулся на несколько больших маленьких «самородков» и отобрал пять лучших из них для этой статьи. Некоторые из них забавны или интригуют, а другие совершенно неожиданны.

 

1. Исламофобская выпечка

В Вене, столице Австрии, которую турки-османы дважды осаждали в XVI и XVII веках, я случайно наткнулся на любопытную историю о скромном круассане. Зайдите в любой отель по всему миру, и эта булочка будет подана в качестве того, что мы теперь называем «континентальным (европейским) завтраком». Но согласно легенде круассан был впервые испечен венскими пекарями в честь победы этого христианского города над турками-мусульманами.

croissant-1199237.jpg

Слово круассан переводится по-французски как «полумесяц» и относится к форме этой выпечки, которая, как говорят, берет свое начало от полумесяца на турецких знаменах. Хотя эта история часто отвергается как вымысел и, вероятно, не является правдивой, должен признаться, что, сидя в Вене и потягивая кофе (который, кстати, также связан с исламом, так как прибыл из мусульманского мира), я обнаружил, что смотрю на потенциально «исламофобский» круассан с некоторой долей подозрения ... прежде чем откусить большой кусок от его пышной сердцевины!

 

2. Шампунь и карри

Загляните в любую европейскую ванную комнату, где рядом с гелем для душа стоит стандартный флакон шампуня. Эти совершенно обычные для нас предметы сыграли свою роль в соединении двух миров. Шампунь, или, по крайней мере, его предок, был привезен на берега Англии бенгало-индийским «доктором», известным как Саке Дин Магомед.

Бенгальский мусульманин из Бихара, Магомед прибыл в Брайтон в XVIII веке, имея связи с Ост-Индской торговой компанией. Здесь он открыл своего рода викторианский салон красоты, куда приходили представители британского общества для лечения с помощью «чампи» (индусское слово, от которого произошло слово «шампунь»). Репутация Магомета достигла таких высот, что он стал официальным «хирургом по мытью головы» как при короле Георге IV, так и при короле Вильгельме IV. Это был не единственный вклад Магомеда в английскую «культуру», поскольку он также открыл первый в Великобритании «Карри–хаус» в Лондоне, названный кофейней Хиндустани – мемориальную доску в память об этом можно увидеть на Джордж-стрит в Вестминстере.

 

3. Норманнские арабы

Средневековое испанское мусульманское влияние на Европу хорошо документировано, но мало кто знает о том, что происходило всего в нескольких тысячах миль к юго-западу от Аль-Андалуса. С XI века на крошечном острове Сицилия – «мяче», которую «сапог» Италии пинает на картах мира, - наблюдается культурное возрождение. Мусульмане владели Сицилией с 827 г. по 1061 г., а завоевавшие остров после этого норманны многое заимствовали из их культуры. При дворе норманнского короля Рожера II можно было встретить и арабов, и греков, и евреев. По заказу этого правителя мусульманский географ аль-Идриси составил свою знаменитую карту.

Но сейчас в Сицилии мало что напоминает об этой эпохе. Если в Испании Альгамбра в Гранаде и Мескита в Кордове (и еще несколько памятников) являются постоянными напоминаниями об Аль-Андалусе, на Сицилии трудно найти что-либо действительно значимое. Но один местный житель рассказал мне о таинственном замке Аймерих, спрятанном на холмах, окружающих маленькую деревушку Лакони в Сардинии. Несмотря на все наши усилия, мы не нашли никакой информации об истории этого замка, но когда бродили вокруг его разрушенных стен, то наткнулись на оконные арки, которые, как мне показалось, были несомненно «мавританскими». Учитывая предполагаемую дату постройки, я нисколько не удивлюсь, если в последующие годы появятся свидетельства, указывающие на архитектурное влияние соседней Сицилии.

20140824_152251.jpg


4. Шейх Дракула

Брэм Стокер сделал для румынского туризма то же, что Уолт Дисней сделал для Флориды. Иногда может показаться, что князь-вампир, придуманный Стокером, является единственной причиной, по которой многие посещают эту восточноевропейскую страну. Считается, что его прототипом послужил князь Влад III из семьи «Дракул», живший в Трансильвании. И все же я сомневаюсь, что кому-либо из туристов известно, что Влад III знал арабский. Да, Дракула был арабистом. И даже есть основания предполагать, что он мог быть хафизом, т.е. знал наизусть весь Коран.

Я узнал этот удивительный факт, изучая утраченное исламское прошлое Румынии и исследуя историю древних османских мечетей в таких городах, как Мангалия и Констанца, расположенных вдоль восточного побережья. Согласно учебникам истории, отец Влада отправил его вместе с братом Радом в Стамбул в рамках соглашения о «заложниках» – своего рода средневекового страхового полиса между двумя могущественными государствами. Там оба мальчика получили традиционное турецкое образование, включавшее в себя изучение арабского языка и изучение Корана.

Но как только они вернулись домой, все стало еще интереснее. В то время как Влад получил известность своей легендарной ненавистью к турецкому государству, Рад Дракула после смерти своего отца Влада II объявил, что принял ислам и решил присоединиться к османам. Итак, вот он, мусульманский Дракула. Даже Брэм Стокер не смог бы придумать такой сюжет.

 

5. Латинский арабский язык

На острове Мальта, самой южной стране Европы исламское наследие можно найти не в книгах, руинах или даже сказаниях, а в речи местных жителей. Просто попросите мальтийца сосчитать до десяти, и вы услышите все, что вам нужно, потому что названия чисел на мальтийском языке практически неотличимы от арабских.

8463888915_1ee8ccdd3a_o-1024x680.jpg

Мальтийский язык является единственным сохранившимся примером сицилийско-арабского – формы арабского языка, которая развивалась во время фатимидского и более позднего нормандского периода. Мальтийский язык очень близок к арабскому, особенно к его магрибскому диалекту, но все же считается отдельным языком и содержит итальянские и французские слова, и в меньшей степени – английские.  Вместе с этим, он с гордостью претендует на звание единственного семитского языка, имеющего латинский шрифт!

Все эти факты из первых рук доказывают нам, что на самом деле мы все просто дальние родственники. Почему бы вам не поделиться этим со своими европейскими или мусульманскими друзьями и не постараться преодолеть вымышленную «пропасть» между нами?

Автор: Тари Хусейн

Источник: Sacred Footsteps

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку