Исламские новости
Литовские татары – прошлое и настоящее
Мусульмане живут среди лесов и озер Литвы уже более 600 лет, что свидетельствует о терпимости, царившей здесь в Средние века, когда религиозные распри раздирали другие части Европы.
Вероятно, вы совершенно не ожидаете встретить мечеть. На первый взгляд квадратное деревянное здание похоже на тысячи таких же, какие можно увидеть в деревнях по всей Прибалтике. Аккуратные деревянные рейки, окна в рамах, жестяная крыша. Но венчает крышу башенка с луковичным куполом, вроде тех, что можно увидеть в местной церкви, а на ней красуется полумесяц.
Это самая европейская мечеть, которую мне приходилось видеть. Она выглядит совершенно по-домашнему в этой североевропейской среде, и здесь, в деревне, расположенной в 20 минутах езды от столицы Литвы Вильнюса, стоит уже с 1558 года.
Ключ к разгадке этого заключается в названии деревни, Кятурясдяшимт Тоторю (Keturiasdesimt Totoriu), что переводится как «Сорок татар». Согласно легенде, именно столько татарских семей поселилось здесь более 600 лет назад по приглашению великого князя литовского Витовта (1392-1430). Великое княжество с его глубокими языческими корнями постоянно сталкивалось с угрозой со стороны своих агрессивных христианских соседей на Западе – тевтонских рыцарей.
Поэтому в 1398 году, возвращаясь из военного похода к Черному морю, Витовт привел с собой большое количество крымских татар-мусульман и небольшую группу евреев-караимов, чтобы они помогали ему защищать территорию. И действительно, 12 лет спустя тевтонские рыцари вступили в войну с Польшей и Литвой, а татары и караимы сражались бок о бок с Витовтом в Грюнвальдской битве (между Варшавой и Гданьском), в которой крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. В награду за поддержку Витовт даровал мусульманам землю и полную религиозную свободу - и это было в то время, когда и евреи-сефариды, и старейшая мусульманская община Европы, мавры, были изгнаны из Испании.
Сами татары были довольны своим положением. «Витаутаса у нас очень почитают. Он не приказывал нам забыть Пророка... Мы поклялись на наших мечах любить литовцев, когда судьба привела нас на их родину, и они сказали:... «Эта земля, эти воды... будет поделены между нами»», - говорится в татарской челобитной, отправленной в 1519 году Великому князю Литовскому и королю польскому Сигизмунду I.
Сегодня около 120 человек, живущих в Кятурясдяшимт Тоторю, являются татарами, причем многие из них утверждают, что они прямые потомки крымчан-основателей.
«Мы здесь благодаря Витовту, но мы знаем, что мы крымские татары», - говорит Фатима Стантрукова, 75-летняя бывшая учительница русской литературы.
Самая старая идентифицируемая могила на кладбище при мечети принадлежит некому «Аллахберди», который был похоронен здесь примерно в 1621 году.
Татарское население Литвы продолжало расти и распространяться на юг и Запад. Когда-то в деревнях между Вильнюсом, Минском и польским городом Белостоком были десятки, а то и сотни татарских мечетей.
Накануне Первой мировой войны в Литве их было еще 25. Сейчас их три - в Кятурясдяшимт Тоторю и близлежащих деревнях Райзяй и Немезис.
По-видимому, в начале XVIII века, исчез татарский язык, татары переняли язык местного населения. «Случилось так, что «пауки забвения» с течением веков набрасывали свою паутину на обычаи и языки», - писал в XIX веке татарский востоковед Мухаммад Мурад аль-Рамзи.
Несмотря на это, литовские татары сохраняли свою религию, хотя не обладали глубокими познаниями в шариате. То немногое, что еще оставалось от исламских знаний, пережило еще один сокрушительный удар в XX веке.
«Советский период был самым худшим. Все религиозные лидеры и люди, обладающие хоть каким-то знанием, были либо убиты, либо отправлены в ссылку в самые отдаленные уголки Сибири. Книги и архивы были сожжены. Мечети закрыты и разрушены, общины разделены, а ислам запрещен», - рассказывает муфтий Литвы Ромас Якубаускас. Он вырос, почти ничего не зная об исламе, и по-настоящему познакомился с ним только после распада Советского Союза, когда в страну стали прибывать студенты-мусульмане. После он отправился на обучение в Ливан и Ливию. По его словам, мультикультурная атмосфера Ливана была идеальным местом, чтобы подготовиться к руководству общиной европейских мусульман.
Несмотря на возрождение интереса к религии среди молодых татар, ни одна из местных мечетей не открывается для пяти ежедневных молитв. Даже в Кятурясдяшимт Тоторю, где треть населения – мусульмане, мечеть отворяет двери только по особым случаям.
«Мы не допустили исчезновения наших храмов! В советское время нашей мечетью пользовались тайно, - вспоминает Фатима из Кятурясдяшимт Тоторю. - Имам и община 1940-х годов сохранили ее живой для нас, их детей. Мечети – это все, что у нас осталось».
Автор: Тарик Хусейн
Источник: www.bbc.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала