Исламские новости

Как знания попадали из исламского мира в Европу через Византию 28 Апреля 2021

Как знания попадали из исламского мира в Европу через Византию

Исламская цивилизация пережила свой золотой век в VII-XVII вв. Мусульманские ученые добились больших успехов во многих отраслях наук, таких как медицина, фармацевтика, механика, архитектура. Накопленные ими знания распространились на три континента – от Испании до Северной Африки, от Ближнего Востока до Индонезии и Китая. Одним из самых эффектных путей передачи достижений мусульманских ученых на Запад лежал через Византию.

Знания, опыт, теории и технологии, полученные исламским миром как наследие культур прошлого, использовались и развивались мусульманами. Кроме того, с появлением новых открытий и отраслей знаний, область исследования науки расширилась. Исламская цивилизация, распространившись на три континента, продвинулась во многих научных дисциплинах, таких как астрономия, математика, медицина, механика, архитектура, философия, фармацевтика, химия, физика. Открытия и достижения мусульманских ученых в этих науках распространились и на Запад. Один из путей этого лежал через Византию. Первым на это обстоятельство обратил внимание немецкий филолог Герман Узенер (1834-1905), обнаруживший византийские переводы арабских и персидских авторов в библиотеках Европы.

Австралийский математик и историк науки Отто Нейгебауэр (1899-1990) в Ватиканской библиотеке нашел одну рукопись мусульманского автора по астрономии, переведенную на греческий язык. Изучая ее, он пришел к выводу, что европейские ученые знакомились с новейшими теориями о движении планет через византийские переводы. Здесь выделяют два периода – от IX в. до XIII в. и от XIII в. до XIV в. Если в первый период происходило знакомство только с научной информацией, то на втором заимствовались уже и астрономические схемы, созданные мусульманскими учеными, что ускорило процесс обмена знаниями.

Самое раннее свидетельство знакомства византийцев с достижениями мусульманских астрономов – это комментарии к «Альмагесту» Птолемея, сделанные анонимным автором в 1032 г. Этот автор сравнивал космографию исламских ученых с космографией Птолемея. При этом он использовал диаграммы Абу Касыма Али ибн Аляма аль-Багдади (X в.).

Другое такое свидетельство – это сборник на греческом языке, в который включены «Зидж» Хабаша аль-Хасими и комментарии к «Зиджу», выполненные Ахмадом аль-Мусанной и аль-Харизми. Самой интересной особенностью этого сборника является то, что в нем впервые на греческом языке упоминаются функции синуса и арксинуса, взятые из труда аль-Хасими.

3-Buzjani.jpg

Существует также относящаяся к XII в. греческая книга, содержащая общие сведения об астрономии. В ней упоминается аль-Харизми, Хабаш аль-Хасиб, Кушайр ибн Ляббан и Али ибн Абдуррахман ибн Юнус. Это неоспоримый признак того, что автор был знаком с достижениями мусульманских ученых.

Разорение крестоносцами Константинополя в ходе Четвертого крестового похода в 1204 г. и основание на землях Византийской империи Латинской империи, просуществовавшей с 1204 по 1261 в., привели к прекращению процессов обмена знаниями. Но к концу XIII в. вновь наблюдается интерес к исламской науке.

В 1258 г. Хулагу, внук Чингисхана захватил Багдад. По его указанию в Мараге была построена крупнейшая обсерватория своего времени, которую возглавил Насируддин ат-Туси. В то время Марага обладала значительным христианским населением. Поэтому между ней и входившим в состав Византийской империи Трабезунтом (современный Трабзон), и с Константинополем существовали тесные связи. После того, как наследник Хулагу Абака Хан объявил своей столицей Тебриз в 1265 г., отношения между этими городами только углубились. В XIV в. Тебриз был важным научным центром. Государственный деятель и врач Рашид ад-Дин Табиб, занимавший пост визири в государстве Хулагидов, много сделал для развития здесь науки. Сам он вел переписку с учеными как исламского мира, так и неисламского. Это привело к тому, что между ильханами и Византией поддерживались довольно прочные научные связи.

В XIII-XIV вв. произошел своего рода Ренессанс, оказавший огромное значение на заимствование достижений персидско-арабских ученых. В переводы их произведений византийцы кроме текста стали включать графики и изображения астролябии. Другим важным событием стало достижение некоторых планетарных теорий мусульманского мира Восточной Европы не позднее XV в. С этими теориями был знаком и Коперник.

Почему же все эти обстоятельства не привели к расцвету астрономии в Византийской империи? В первую очередь, в Византии не было ученых, способных в полной мере оценить и развивать полученные знания. Кроме того, они не желали отказаться от геоцентрической модели мира Птолемея.

Личные контакты между учеными Италии, Центральной и Восточной Европы и Ирана делали процесс обмена знаниями более интенсивным и позволяли открытиям исламского мира достичь Европы без промедления. Предполагается, что Дитрих Фрайбергский познакомился с теориями Камалуддина аль-Фариси, а Региомонтан – с «Китаб аш-шакль аль-катта» Насируддина ат-Туси именно в результате личных контактов.

В другой стороны, знания распространялись благодаря путешественникам.  Насируддин ат-Туси последние 16 лет своей жизни провел в Мараге, которую часто навещали путешественники из Византии и других христианских стран. Вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что небесный глобус, созданный астрономами из Мараги, очень быстро достиг Европы. С 1562 г. он хранится в Дрездене.

Источник: www.fikriyat.com