Исламские новости

Исламское богословие в Германии: преодоление пропасти 27 Февраля 2021

Исламское богословие в Германии: преодоление пропасти


 






С 2010 года пять немецких университетов предлагают дипломы по исламскому богословию. Насколько успешны эти курсы и какое влияние оказывают эти университеты? Арнфрид Шенк подводит итоги. 

В Германии проживает более четырех миллионов последователей ислама, и 750 000 учеников-мусульман посещают немецкие школы. Ислам является одной из религий Германии – это уже не провокационное заявление, а простой факт. Тем не менее, долгие годы в немецких университетах не изучалось мусульманское богословие, а в школах не проводились уроки ислама на немецком языке.

Поэтому Совет по науке и гуманитарным наукам, ведущий консультативный орган в области образовательной политики Германии, рекомендовал в 2010 году создать в немецких университетах курсы повышения квалификации по исламоведению. Это позволило бы готовить богословов, имамов и, прежде всего, учителей ислама.

Федеральное Министерство образования и науки выделило в общей сложности 20 миллионов евро на финансирование исламских центров в университетах Мюнстера, Оснабрюка, Франкфурта-на-Майне, Тюбингена и Эрлангена-Нюрнберга в течение пяти лет.

Аннет Шаван, занимавший пост министра образования в то время, была движущей силой этого проекта: она надеялась создать исламские курсы, которые адаптируют религию к современным европейским реалиям. Новый предмет также призван был стать важной вехой в плане интеграции.

 

Новый предмет был оценен положительно

В 2016 г. была проведена проверка реализации данных инициатив исламскими учеными, и она была положительной. Как выразилась федеральный министр образования Джоанна Ванка, ислам нашел себе пристанище в академических и богословских дебатах благодаря этим центрам.

Около 1800 студентов, как мужчин, так и женщин, обучаются на курсах бакалавриата и магистратуры в университетах. Финансирование должно быть предоставлено еще на пять лет, а факультеты религиозного образования и теологии также были созданы в Падерборне и Фрайбурге. Берлин все еще обсуждает, последовать ли этому примеру.

Этот путь не всегда был гладким, одним из препятствий на нем оказалось сотрудничество академических заведений с исламскими ассоциациями. К ним относятся, например, Дитиб (Турецко-исламский союз по делам религий), Исламский совет и Центральный совет мусульман Германии. Несмотря на то, что они составляют лишь треть мусульман Германии, их члены составляют более 80% общин мечетей.

Исламские ассоциации могут влиять на исламские курсы в университетах через консультативные советы, и они должны иметь право голоса, как и церкви в случае христианских богословских факультетов, когда дело доходит до кадровых решений и содержания преподавания. Но следует учитывать, что религиозные объединения крайне консервативны и ортодоксальны по своей ориентации. Для них теология – это управление религиозной наукой. По этой причине светские ученые временами высказывают обеспокоенность риском чрезмерного вмешательства со стороны должностных лиц исламских ассоциации, что на их взгляд может подорвать свободу исследований и преподавания в государственных университетах.

Пример того, каким трудным может быть сотрудничество между религиозными объединениями и университетами дает нам Мюнстер. В этом городе руководителем центра исламского богословия стал Муханад Хорчиде, который заявляет, что хочет обновить ислам изнутри, сосредоточив основное внимание на рациональности и способности человека говорить и думать самостоятельно. Представители исламской ассоциации были обеспокоены его позицией и утверждали, что подаваемый профессором материал выходил за рамки шариата и не соответствовал священным текстам. Они потребовали его отставки и составили экспертное заключение, которое должно было выявить его предполагаемые ошибки. Руководство университета поддержало Хорчиде, с тех пор между двумя сторонами установилось своего рода перемирие.

Заполнение штатных должностей создает еще одно препятствие. Где можно так быстро найти необходимый профессорско-преподавательский состав? Профессора должны не только иметь квалификацию в области богословского образования, но и уметь преподавать на немецком языке. Невозможно найти идеальных кандидатов для заполнения всех необходимых вакансий, хотя большинство первоначальных трудностей уже преодолены.

Как уже сейчас наблюдается, возникло определенное разнообразие, причем разные центры сосредоточились на различных исламских науках: одни больше делали упор на толкование Корана, а другие - на исламском праве. Например, в Мюнстере основное внимание уделяется изучению исламских норм и их методологии, а во Франкфурте-на-Майне - исламскому религиозному образованию. Их объединяет то, что они хотят дать возможность исторически-критическому прочтению Корана и служить мостом к реалиям современности для мусульман Германии.

 

Различие между верой и академическим исследованием

А что интересует самих студентов? «Многие из них стремятся углубить свою веру, а не заниматься академической учебой», - говорит Гарри Гарун Бер, профессор религиозного образования во Франкфурте-на-Майне. Муханад Хорчиде также наслышан о такой проблеме, что студентам приходится объяснять, что значит изучать теологию в светском университете. Многим из них до сих пор трудно провести различие между верой и научной работой.

Таким образом, исламское богословие как предмет в Германии все еще находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, наблюдается определенный прогресс. Свобода мысли в Германии зачастую более обширная, чем в исламских странах – это возможность, которой следует воспользоваться.

Аспирантская программа по исламскому богословию, которую университеты инициировали совместно с Stiftung Mercator, является одним из шагов в этом направлении. Ее цель - решить проблему нехватки исламских ученых, обучающихся в Германии. В соответствии с программой уже выпустилось около 20 молодых ученых высокой квалификации. Они будут формировать теологию в Германии в будущем и представлять мусульман в академических кругах, школах и общественной сфере – это будет ислам, «сделанный» в Германии.

Источник: https://en.qantara.de

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку