Исламские новости

Завуалированный расизм: как обязательность ношении масок сказывается на мусульманках 19 Августа 2020

Завуалированный расизм: как обязательность ношении масок сказывается на мусульманках


 





В связи с эпидемией короновируса ношение медицинских масок в общественных местах стало обязательным во многих странах, в том числе и в Англии. Мусульманки рассказывают, как они к этому относятся и что надеются изменить в мире после эпидемии.

26-летняя Асмин Баккар работает учителем в средней школе города Лестер, но в настоящее время находится в декретном отпуске. Она является практикующей мусульманкой и носит никаб [вуаль, оставляющую открытой только глаза]. Никаб является ее собственным выбором, но часто она чувствовала себя некомфортно в общественных местах, тем более что женщины в хиджабах – замечательная мишень для исламофобии.

Это было особенно актуально в 2018 году, когда нынешний премьер-министр Борис Джонсон сравнил женщин, носящих паранджу, с «почтовыми ящиками» и «грабителями банков». В той же колонке в Telegraph он писал, что решение закрываться нелепо. По данным организации Tell Mama (национальный проект, который регистрирует антимусульманские инциденты в Англии), одна только эта статья привела к всплеску исламофобских инцидентов на 375%. В течение трех недель после публикации 42% подобного рода инцидентов содержали прямые ссылки на Бориса Джонсона и/или выражения, использованные в его колонке, включая обращение «почтовые ящики» и «ниндзя» к мусульманкам.

 pic_eecad7401ec6c0f5a4a2d6f8f5a8c178.jpg
Фото: Peter Summers / Getty Images

Сандра Джеймс из Лондона хорошо помнит это время. «Борис Джонсон легитимировал расистов и исламофобов», - говорит она The Independent . Сандра приняла ислам в 2006 году и носила никаб шесть лет. «С негативной реакцией я чаще всего сталкивалась в магазинах. Меня проклинали, говорили, чтобы я возвращалась в свою страну, много раз меня называли «ИГИЛ» или «террористкой», - рассказывает она. Однажды незнакомец толкнул тележку с покупками Сандры в Теско (розничная сеть магазинов в Англии) - в то время она была беременна.

Между 2018-2019 годами жертвами 47% преступлений на почве религиозной ненависти в Великобритании стали последователи ислама. Отчет Tell Mama показывает, что около 80% жертв в этих случаях – это мусульмане с визуальной идентификацией, другими словами, носящие одежду, «связанную с исламом». Помимо постоянного страха, мусульманам приходилось сталкиваться с резким ростом преступлений на почве ненависти в результате актов глобального терроризма: нападение на мечети в Крайстчерче в Новой Зеландии  вызвало всплеск антимусульманских преступлений в Великобритании.

Но по мере того, как пандемия коронавируса охватила весь мир, и правительства стали разрабатывать средства контроля за распространения вируса, мусульмане больше не являются меньшинством, закрывающим лица. С 15 июня 2020 года Борис Джонсон - тот же политик, который вызвал волну антимусульманских настроений своей статьей в 2018 году – издал распоряжении об обязательном ношении масок в Англии в общественном транспорте. Также было рекомендовано носить маски и в других местах, где трудно соблюдать социальную дистанцию, таких ​​как магазины. Правительство даже выпустило руководство о том, как изготовить маску в домашних условиях.

Хотя мотивы для закрытия лица различны, результат тот же: нация теперь обязана носить ту же одежду, что и меньшинство.

Шайна Ахмед, 32-летняя воспитательница в детском саду и жена имама на юго-востоке Англии, говорит, что до Covid-19 ношение никаба в Британии могло быть некомфортным из-за общественного давления, поэтому она никоим образом не осуждает тех, кто решил его снять. «Я всегда должна быть дружелюбной с людьми, потому что я представляю мусульманскую общину перед немусульманами. Вместе с этим, я также должна быть образом для мусульманской общины, потому что являюсь женой имама», - говорит она.

Все эти мусульманки отмечают, что, хотя они приветствуют ношение масок, они разочарованы тем, что подается это совершенно по-другому, чем в случае с никабом. «Если я ношу никаб, а человек рядом со мной носит маску, мы покрываем одну и ту же часть лица, мы просто делаем это по разным причинам», - заявляет Баккар.

Многие из аргументов противников ношения никабов  были сосредоточены вокруг идеи, что женщина не можете быть частью рабочего коллектива, если закрывает лицо: люди не могут говорить с нею, никаб затрудняет идентификацию личности властями. Кроме того, якобы такая женщина может представлять угрозу безопасности (особенно в аэропортах, на самолетах и ​​других видах транспорта, которые ранее нередко становились места для антимусульманских нападок, и где сейчас во многих странах обязательно ношение масок).

Это лицемерие особенно заметно на примере Франции, где покрытие лица по религиозных мотивам было запрещено  в 2011 году. 10 мая 2020 г. в этой стране было введено обязательное ношение масок и установлены штрафы для тех, кто пренебрегает ими. Но бурки по-прежнему запрещены.

По мнению Асмин Баккар, все это говорит о том, что речь никогда не шла о материально-технических проблемах, а была сосредоточена на исламофобии: «Новые правила выявили предвзятость людей. Речь никогда не шла о нарушении мер безопасности или затруднении идентификации или даже о том, что прикрытие лица является коммуникационным барьером. Так как прикрытие лица представляло ислам, люди полагали, что закрывать лицо - это отсталость ».

Сандра Джеймс соглашается с этим: «У никаба плохая репутация, потому что всякий раз, когда происходят какие-то негативные события, связанные с терроризмом или экстремизмом, в средствах массовой информации всегда используется образ женщины, закрывающей лицо», - говорит она.

В Великобритании ношение никаба часто ассоциируется с притеснением или принуждением женщины носить его (либо со стороны мужа, либо отца). Но у Асмин Баккар, например, отец спрашивал, действительно ли она хочет его носить. В случае с Сандрой Джеймс никто из круга ее общении, будь они мусульманами или нет, не одобрили ее идею носить никаб. Кроме того, женщин в никабе обвиняли в том, что они создают негативный образ мусульманок.

Эти женщины надеются, что покрытие лица, которое в обозримом будущем будет обязательным в общественном транспорте - месте, где многие мусульманские женщины получают травмы, - будет способствовать сочувствию и пониманию. Шайна Ахмед говорит: «Это могло бы стать хорошим опытом для других людей. Я надеюсь, это поможет им стать более сострадательным к тем, кто закрывает лицо не только во время эпидемии… Я видела на моей улице группу людей, носящих черные маски. Мне было приятно, что они похожи на меня. Это заставляет меня задуматься: «В чем разница между ими и мной?»». Также Шайна Ахмед рассказывает, что теперь сможет больше пользоваться общественным транспортом, так как раньше она боялась делать это из-за страха стать жертвой исламофобов. Она чувствует себя более спокойно когда и все вокруг носят маски, это уменьшает ее «инаковость».

Как и Шайма Ахмед, Асмин Баккар говорит, что следующие несколько месяцев изменяет и ее отношение к никабу. Обычно она снимала его в тех общественных местах, где чувствовала себя небезопасно. Теперь ее беспокойство уменьшилось, и даже в никабе она не ощущает себя мишенью.

Причина, по которой каждая из женщин, носящих никаб, делает это, будет разной, несмотря на то, что они все часто воспринимается внешне как гомогенизированная группа. «Я делаю это по личным причинам, в то время как человек рядом со мной делает это из-за коронавируса», - говорит Шайма Ахмед. Она также надеется, что ношение масок в период эпидемии будут подрывать любые будущие аргументы о несовместимости никабов с обществом. «Ношение покрытия лица не только отвечает моим убеждениям, но теперь защищает и мое здоровье. Это приятно, сколь бы долго это ни длилось», - заявляет она.

Мусульманские женщины, которые долгое время страдали от тонко завуалированного расизма за свой никаб, надеются, что ношение масок обеспечит защиту не только от нового вируса, а также от будущих предубеждений и враждебности.

Политики или общественность больше не могут утверждать, что прикрытие лица представляет угрозу, потому что им надо посмотреть только в зеркало, чтобы убедится в обратном.

Тахмина Бегум

Источник: https://www.independent.co.uk/

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку