Исламские новости

Как голод влияет на характер и нравственность? 15 Июля 2019

Как голод влияет на характер и нравственность?







Как утверждает исламский ученый Ибн Халдун, голод, как и переедание, влияет на умственные способности человека, его характер и мораль.

Ибн Халдун (1332-1406) – известный арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель. В его «Мукаддиме» можно найти интересные мысли о связи питания и морали. Он рассматривает общества, живущие в разных климатических условиях – благоприятных и неблагоприятных. В благоприятных климатических условиях богатый урожай позволяет людям, в основном, избежать голода. В неблагоприятных же люди живут на грани голода.

Ибн Халдун делает интересное наблюдение, что здоровье и нравственность кочевников пустыни, условия жизни которых крайне тяжелые, а сами они имеют ограниченный доступ к растительным продуктам, превосходят аналогичные качества народов, живущих в изобилии. Также такие кочевники быстрее постигают знания и истину.

Исходя из этого, ученый делает вывод, что излишнее увлечение пищей приводит к скоплению в теле человека желтой и черной желчи, мокроты и крови. Кожа приобретает нездоровый оттенок, человек набирает вес. Меняется не только внешность – вредные испарения, возникающие от чрезмерного питания, согласно Ибн Халдуну, загрязняют мозг человека, затрудняют процесс мышления. Свои заключения ученый основывает и на наблюдениях за животными. Как он заявляет, животные, пасущиеся на скудных пастбищах, имеют блестящую шкуру, красивы и здоровы.

Ибн Халдун находит значительные различия между жителями Западной Африки (Магриб), которые в изобилии едят продукты растительного происхождения, сыр, халву и т.п., и жителями Анадалусии, которые не используют животный жир. Андалузцы поражают своим умом, легкостью тел и способностями к обучению.

Но так как сам Ибн Халдун родился в Тунисе (Западная Африка), а жил в Андалусии, то объективность приведенных им примеров, касающихся связи питания с умственными способностями, является спорной.

По мнению ученого, обильность и скудость питания влияет и на поклонение и отстранение от мирских благ. Те люди, которые привыкли голодать или недоедать, не увлекаются мирскими благами, они более привязаны к религии и к поклонению. А в сердца тех, кто увлекается едой, проникает тоска, и они пребывают в беспечности.

Люди, живущие в пустыне, в своем большинстве, едят финики. Они отличаются от жителей Северной Африки, основной едой которых является ячмень и оливковое масло, а также андалузцев, питающихся, главным образом, пшеном и оливками. Ибн Халдун приводит такое наблюдение, что в голодные годы меньше умирают жителей тех регионов, где едят финики и оливки.

В связи с вышеизложенным ученый считает, что в таких случаях бывает полезна диета – человек должен приучаться ограничивать себя в питании. Он пишет о том, что видел людей, которые терпели голод в течение сорока и более дней:

«Когда мы присутствовали на собрании нашего наставника султана Абу Хасана, то прибыли две женщины из городов аль-Джазира Хадхзра и Рунда.  Они годами голодали. Услышав о них, султан велел привести их к себе, чтобы удостовериться в правдивости рассказов о них. Эти две женщины прожили в таком состоянии до самой своей смерти. Мы видели, как многие наши товарищи жили на одной козьем молоке. Один из них днем или во время ифтара сосал молоко одной козы. Так он прожил пятнадцать лет».

Ибн Халдун приводит и интересные наблюдения за тем, как питание влияет на характер. Согласно ему, если люди едят мясо крупных и сильных животных, то они сами и их дети бывают крупными. Как пишет ученый, выносливость и умение терпеть лишение людей, которые питаются верблюжьим мясом и молоком, обусловлены влиянием на них качеств этого животного. Они также могут переносить тяжелые грузы и выносливы.

Если человек много ест, то в его теле увеличивается количество вредных излишков. А если ест мало и держит диету, то это предотвращает чрезмерную влажность организма (согласно учению того времени, человек подобен мирозданию и состоит из тех же элементов: теплоты, влажности, холода и сухости. Чтобы человек был здоров, необходимо, чтобы эти элементы были в гармонии). Если человек кушает мало и умеренно, то и его состояние и характер также бывают взвешенными.

Из заключений Ибн Халдуна можно понять, в чем корень как духовных, так и физических заболеваний нашего времени. В наши дни человек тонет в водовороте капиталистической экономики и потребления. В соответствии с этим формируется и его мораль.

Источник: https://www.fikriyat.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку