Исламские новости

Сад ибн Муаз – человек, изменивший историю ислама 2 Апреля 2019

Сад ибн Муаз – человек, изменивший историю ислама






Когда Сад ибн Муаз стал мусульманином, это изменило ход истории ислама

1. Сад ибн Муаз родился в 590 г. в Медине. Он происходил из клана Бану Абдуль-Ашхаль племени аус. Его матерью была Умму Сад Кабша бинти Рафи аль-Ансариййа из племени хазрадж. Сад ибн Муаз принял ислам в 621 г. после первой клятвы при Акабе. Направил на прямой путь его Мусаб ибн Умайр, которого послал в Медину Посланник Аллаха (с.а.в.) для призыва мединцев к исламу. Это событие считается поворотной точкой в исламизации Медины.

2. Когда Мусаб ибн Умайр прибыл в Медину, то поселился в доме Асада ибн Зурара, который тоже происходил из клана Бану Абдуль-Ашхаль. Его активная деятельность не понравилась Саду ибн Муазу, и он убедил одного из вождей этого клана Усайду ибн Худайра помочь ему выпроводить новоявленного проповедника из города. Но услышав чтение Корана и убедительные речи Мусаба ибн Умайра, Сад ибн Муаз, а потом и Усайд приняли ислам.

2 (1).jpg

3. Став мусульманином, Сад ибн Муаз сразу же направился в ту часть города, где проживал клан Бану Абдуль-Ашхаль, собрал людей и призвал их принять ислам. Так как он пользовался уважением и имел вес, его послушались, и в тот же весь его клан встал на прямой путь. После этого Мусаб ибн Умайр переехал в дом Сада ибн Муаза.

3 (1).jpg

Спустя короткий срок, значительная часть племен аус и хазрадж стали мусульманами. Когда об этом узнали Посланник Аллаха (с.а.в.) и его мекканские последователи, это очень обрадовало их. Практически сразу же они начали готовиться к переезду в Медину.

4. Выполняя вторую клятву при Акабе, Сад ибн Муаз помогал Посланнику Аллаха (с.а.в.) и другим мусульманам после их переселения в Медину. Поэтому Посланник Аллаха (с.а.в.) в одной из своих речей, говоря о превосходстве ансаров над остальными мусульманами, назвал клан Бану Абдуль-Ашхаль самым лучшим и среди них.

4 (1).jpg

Когда произошло братание между мухаджирами и ансарами, то побратимом Сада ибн Муаза, согласно одному преданию, стал Абу Убайда ибн Джарах, а согласно другому – Сад ибн Абу Ваккас.

5. Вскоре после хиджры Сад прибыл в Мекку, чтобы совершить малое паломничество – умру. Он остановился у своего старого друга Умайи ибн Халяфы, который был многобожником. Когда Сад пришел к Каабе для совершения обхода (таваф) вокруг нее, то враг мусульман Абу Джахль стал угрожать ему, обвиняя его в том, что он приютил Посланника Аллаха (с.а.в.) и приверженцев ислама в Медине.  Но мединец дал ему отпор, заявив, что если ему будет причинен вред, то караваны курайшитов, направляющиеся в Шам, окажутся под угрозой.

5 (1).jpg

6. Когда Посланник Аллаха (с.а.в.) отправился в поход Буват, то оставил своим наместником в Медине Сада ибн Муаза.

Перед битвой при Бадре Посланник Аллаха (с.а.в.) спросил у Сада ибн Муаза его мнение о том, будут ли ансары участвовать в сражении. Сад ответил, что ансары верны клятве, данной при Акабе и подчиняться любому приказу Посланника Аллаха (с.а.в.). Тогда Пророк (с.а.в.) начал готовиться к сражению.

6 (1).jpg

В самые критические моменты битвы при Бадре Сад ибн Муаз находился рядом с Посланником Аллаха (с.а.в.). Когда после окончания сражения решалась судьба пленников, Сад высказался за их казнь, но Посланник Аллаха (с.а.в.) не поддержал его.

Сад ибн Муаз был одним из тех, кто считал, что не надо было отправляться на битву при Ухуде, а надо было организовать оборону города. Несколько ночей подряд до этой битвы он нес караул возле дверей Посланника Аллаха (с.а.в.), также он охранял его во время похода и во время сражения.

7. В битве Хандак, состоявшейся в 627 г., на Сада ибн Муаза была возложена важная миссия. Жившее в Медине еврейское племя Бани Курайда дали слово, что будут сражаться вместе с мусульманами. Но вскоре Посланник Аллаха (с.а.в.) узнал, что они, нарушив обещание, ведут за его спиной переговоры с курайшитами. Чтобы выяснить ситуацию и заключить новое соглашение с Бану Курайда, Посланник Аллаха (с.а.в.) отправил к ним делегацию в составе Сада ибн Муаза и еще четырех человек. Но Бану Курайда только поиздевались над ними.

Вступив в переговоры с самым сильным союзником курайшитов – племенем Гатафан, – Посланник Аллаха (с.а.в.) пообещал им одну треть урожая фиников Медины, если они снимут осаду. Получив их согласие, он поговорил с главами племен аус и хазрадж Садом ибн Муазом и Садом ибн Ибадой.

7 (1).jpg

Сад заявил, что если нет повеления Всевышнего на этот счет, он против выплаты врагам фиников и не боится вступить в сражение с врагами. Тогда Посланник Аллаха (с.а.в.), отказавшись от этой мысли, продолжил войну.

8.  Когда битва Хандак уже близилась к концу, Сад был ранен стрелой и потерял много крови. Посланник Аллаха (с.а.в.) лично интересовался его лечением и велел перевезти его в палатку для раненых, расположенную рядом с Мечетью Пророка.

8 (1).jpg

Когда битва Хандак завершилась, Посланник Аллаха велел осадить крепость племени Бану Курайда. Иудеи отказались перейти в ислам и сдаться без всяких условий, но они согласились, чтобы их судьбу решил их бывший союзник Сад ибн Муаз. Тогда Сада привезли из палатки к крепости Бану Курайда, и он огласил свое решение – убить всех мужчин этого племени, женщин и детей взять в плен, а имущество отобрать и разделить между мусульманами.

9. После этого Сада ибн Муаза отнесли в шатер, где он проходил лечение. Но ему стало хуже, рана открылась, и он умер от потери крови. Ему было всего 37 лет.

Заупокойный намаз (джаназа) Саду ибн Муазу совершил Посланник Аллаха (с.а.в.). Похоронили его на кладбище Бакы. По обычаю того времени, мать Сада Кабша написала стихи в честь сына, восхваляя его. Услышав их, Посланник Аллаха (с.а.в.) отметил, что обычно в таких случаях заслуги покойного сильно преувеличиваются, но все, что сказано о Саде, правда. Такие же стихи написал Хассан ибн Сабит.

9 (1).jpg

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал, что когда умер Сад ибн Муаз, то Трон (Арш) Аллаха затрясся, на его заупокойном намазе (джаназа) присутствовало 70 тысяч ангелов, а сам он является одним из обитателей Рая.

10. Род Сада продолжили его сыновья Амр и Абдуллах, есть сведения об их потомках, проживавших в IX в. в Медине, а в XIII в. в Дамаске. Среди них – врач, естествоиспытатель , мыслитель и поэт Ибн Сувайди, умерший в 1291 г.

Аюб Сабри-паша во второй половине XIX в. утверждал, что гробница на кладбище Бакы, которую считают принадлежащей матери Али (р.а.) Фатиме ибн Асад, в действительности является могилой Сада ибн Муаза.

10 (1).jpg

На карте Медины от 1947 г. к югу-западу от мечети Умара ибн Хаттаба в районе Масаджид Саб’а указана и мечеть, построенная в честь Сада ибн Муаза. В последние годы она была разрушена.

11. Так как Сад ибн Муаз умер в то время, когда передача высказываний Посланника Аллаха (с.а.в.) еще не была распространена, в сборниках хадисов приводится только одно предание, передаваемое от него.

11 (1).jpg


Источник: https://www.fikriyat.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку