Исламские новости

Распространение атеизма в арабских странах: реальное явление или всего лишь преувеличение? 19 Февраля 2019

Распространение атеизма в арабских странах: реальное явление или всего лишь преувеличение?






Последние семь лет, последовавшие за «арабской весной», засвидетельствовали ощутимый рост направления, известного как атеизм, особенно среди молодёжи. Стало много разговоров на эту тему в различных религиозных, культурных и журналистских кругах. В убеждении некоторых людей данная тема превратилась в реальное явление.

Возможно наилучшим и новейшим исследованием, которое детально затрагивает данную тему, является документальный фильм телеканала «аль-Джазира». Данный фильм носит название «В течение семи лет» и его режиссёром является Мухаммад Рашиди. Этот режиссёр выбрал группу молодёжи, участвовавшей в январьской революции в Египте, которые вступили в столкновения по причине переворота, последовавшего после вышеназванной революции. Данная ситуация заставила эту молодёжь выйти за пределы устоявшейся общественной жизни и направиться по одному из двух путей: первый из них ─ это атеизм и полный отказ признавать мысль о существовании Бога и религий, а второй ─ это использование вооружённой борьбы для выражения своего гнева.

В конце фильма издатели указали на исследование, выпущенное «исследовательским центром аль-Джазира» в 2017 году. Согласно этому исследованию, 6,5% людей от 18 до 35 лет из числа египтян, сомневаются в существовании Бога. Из них 4% абсолютные атеисты, а 11% из их числа считают вооружённую борьбу единственным методом в отношении революционной власти.

История человечества на протяжении веков почти никогда не была лишена существования атеизма и атеистов. Однако в начале 20 века атеизм из идеологического направления трансформировался в революционную идею, на основе которой были созданы определённые государства, базировавшиеся на коммунистической идее. Опираясь на коммунистические идеи эти государства запретили религии.

По этому случаю, будет уместным привести позицию профессора философии в Университете имени Мухаммада Пятого в Марокко, Мурада Аль-Аляви. По его мнению, для того, чтобы определённое дело можно было называть общественным явлением, оно должно соответствовать определённым условиям, которые выводят его из своего естесственного течения, и, в результате оно становится явлением, вышедшим из обычного течения.

Аль-Аляви утверждает, что «явление ─ это реальность, у которой имеются общественные отступления, в результате существования которых нет нужды проводить исследование, чтобы найти следы этого явления; для того, чтобы какое-либо дело можно было называть явлением, необходимо, чтобы оно стало общим путём, как например, это произошло с коммунистическим движением в 20 веке».

По мнению Аль-Аляви, яростные обсуждения темы атеизма в арабских странах, это всего лишь преувеличение дела, которое происходило и происходит на протяжении веков, однако при этом, на него никто не обращает серъёзного внимания.

По мнению Аль-Аляви, различные политические силы, как внутри региона, так и из-за границы ─ это и есть те люди, которые скрываются за попыткой вывести это дело за его естесственные пределы. Он утверждает, что целью этого является отвлечь внимание людей от последствий «арабской весны», которые перевернули регион сверх на голову.

Аль-Аляви считает, что «там имеются определённые люди, которые хотят отвлечь наше внимание посредством сторонних сражений, чтобы истощить общину и выплести наружу тонны гнева, которые на протяжении веков имели место в старой дискуссии; и всё это вместо того, чтобы заняться решением проблем коррупции, диктатуры и несправедливости, которые захлеснули нашу жизнь».

Аль-Аляви добавил, что определённые силы хотят отвлечь внимание людей посредством темы атеизма, чтобы молодёжь и общественные движения посвятили себя противодействию данной идеологии.

Аль-Аляви также сказал: «Я считаю, что направление атеизма достигло ощутимого успеха, который отражается в объёме обсуждений этой темы; почти каждая конференция или культурный форум обсуждают эту тему. А некоторые исследователи посвятили себя и своё время для написания опровержений на сомнения, которые не появились только лишь сегодня. Эти сомнения были выбраны определённой частью молодёжи для выражения этим путём своего гнева относительно текущих положений дел».

В свою очередь, определённая часть исследователей и проповедников считают, что атеизм превратился в серъёзное общественное явление.

Абд Ас-Салам Ас-Саййид Ауд, бывший профессор факультета основ религии в Университете Аль-Азхар, говорит: «Доказательством того, что атеизм стал общественным явлением, являются различные страницы в социальных сетях, которые распространились таким образом, что они стали возбуждать сомнение и удивление. При этом у них десятки тысяч подписчиков».

Он добавил: «Тебе достаточно зайти на сайт Фейсбука и написать на строке поиска фразу «атеизм» или её производные, и ты найдёшь в результатах сотни страниц. У самой маленькой страницы 10 тысяч подписчиков. Ты найдёшь страницу под названием «звезда атеизма», у которой 710 тысяч членов. Ты также найдёшь группу под названием «атеизм религия разума», у которой 10 тысяч членов. Там имеется и множество других страниц, которые невозможно сосчитать. То же самое в Твиттере и других социальных сетях».

Он также сказал: «Мы не имеем специализированных исследовательских центров, которые могли бы предоставить нам детальный разбор нашей действительности посредством квалифицированных исследований и опросов, как это имеет место на Западе. Однако мы имеем социальные сети, в которых арабская молодёжь проводит больше времени, нежели средний показатель в других странах».

Он также добавил: «Посредством индукции мы осознаём, что идеологическая экспансия преследует головы нашей сегодняшней молодёжи. Эта экспансия бъёт в колокол опасности перед самостоятельными религиозными организациями, университетами, организациями гражданского общества, учёными и проповедниками; и каждый обязан защищать эту религию для остановки этой идеологической экспансии, которая нацелилась на общину. Необходимо принять противостоящие программы, которые будут опираться на научный подход, а не подход без подготовки».

Возможно распространение атеизма в странах «арабской весны» имеет определённые причины. Однако, чтобы страна Двух Запретных Святынь возглавляла список арабских стран по количеству атеистов, это дело, заставляющее многих задаться вопросами и вызывающее удивление среди мусульман в первую очередь. Особенно, учитывая тот факт, что Саудовская Аравия является хранительницей религии и киблой исламского мира, и, при этом, в ней стабильная власть и наличие богатства.

Международный Институт «Галуб», расположенный в Цюрихе, в 2014 году выпустил доклад, в котором утверждалось, что от 5 до 9% населения Саудовской Аравии являются атеистами. Этот уровень считается самым большим, по сравнению со всеми остальными арабскими странами.

Группа саудовских активистов основала в Фейсбуке страницу под названием «сообщество саудовских атеистов». В Твиттере были открыты аналогичные страницы, открыто утверждающие наличие данного явления в Саудовской Аравии.

Таким образом, мнения по данному вопросу разделились: одни считают, что это явление преувеличено, а другие рассматривают его как опасную экспансию.

Источник: http://alkhaleejonline.net

Перевод Айдара Валеева специально для Исламского портала


Возврат к списку