Исламские новости

Замужество Фатимы (р.а.) и ее семейная жизнь (Часть 1) 16 Апреля 2018

Замужество Фатимы (р.а.) и ее семейная жизнь (Часть 1)






Родившаяся в 609 г. в Мекке Фатима была самой младшей дочерью Мухаммада (с.а.в.). Ее прозвали Захра, что в переводе с арабского языка означает «белая, светлая». Также ее называют Батуль «целомудренная».

В источниках имя Фатимы впервые упоминается в связи с тем событием, когда на Посланника Аллаха (с.а.в.) было совершено нападение. Как сообщается, когда он склонился в земном поклоне в Каабе, один из многобожников по имени Укба ибн Абу Муайт бросил на его голову верблюжьи внутренности. Фатима, которая тогда была еще маленькой, стала убирать их со своего отца и ругать тех, кто это сделал. Спустя некоторое время после переселения Посланника Аллаха (с.а.в.) в Медину, туда же переехала и Фатима вместе с Али (р.а.), его матерью Фатимой бинти Асад (р.а.), своей мачехой Саудой (р.а.), сестрой Умму Гульсум (р.а.) и семьей Абу Бакра(р.а.).

Когда Фатима достигла возраста замужества, то сначала к ней посватался Абу Бакр. Но Посланник Аллаха (с.а.в.) отказал ему, заявив, что ждет откровения от Аллаха по этому вопросу. Потом посватался Умар (р.а.), но получил такой же ответ. Тогда семья Али (р.а.) посоветовала попытать счастье ему. Али (р.а.) так и сделал. Когда Посланник Аллаха (с.а.в.) сообщил об этом Фатиме (р.а.) и спросил ее об ее решении, та промолчала, что было истолковано как согласие. Тогда Мухаммад (с.а.в.) одобрил ее брак с Али (р.а.). Бракосочетание состоялось спустя путь месяцев после хиджры в месяц раджаб.

В то время, когда Али (р.а.) сватался к Фатиме, он был беден. У него не было даже ничего, что он мог бы выплатить в качестве махра Фатиме. Сам он так рассказывает об этом: «Я сообщил Посланнику Аллаха (р.а.) о своем желании жениться на его дочери, но предупредил, что у меня нет ничего, что бы я мог дать ей.  Тогда Посланник Аллаха (с.а.в.) спросил у меня: “А где кольчуга, именуемая аль-Хутамия, которую я подарил тебе?” Когда я ответил, что она при мне, он велел мне выделить ее в качестве махра Фатиме». Как передают, Али (р.а.) выплатил в качестве махра Фатиме кольчугу, которая стала его частью трофеев при битве у Бадра. Согласно другим преданиям же, это был верблюд и 450 дирхемов, которые он выручил за продажу некоторых принадлежащих ему вещей. Приданое Фатимы же, которое она принесла из дома своего отца, состояло из бархатного покрывала,  кожаная подушка с наполнителем из пальмовых волокон, двух ручных мельниц и двух кожаных сосудов для воды. Али (р.а.) же так рассказывает о том, каким было его имущество на день свадьбы: «Когда я женился на Фатиме, то у нас не было иной постели, кроме одной овечьей шкуры. Ночью мы использовали ее как постель, а днем – как ковер, чтобы сидеть на нем. В это время у нас не было и прислуги». Асма бинти Умайс (р.а.) так рассказывает о бедности молодоженов: «Когда Фатима и Али поженились, я готовила им постель. Постелью им служили пальмовые волокна. Али устроил угощение в честь свадьбы. Для этого он сдал в залог свою кольчугу одному еврею за полтора мешка ячменя».

После женитьбы молодожены некоторое время жили в доме Посланника Аллаха (с.а.в.), но там и так было многолюдно, и оставаться так долгое время было невозможно. Тогда один из ансаров Хариса ибн ан-Нуман, придя к Посланнику Аллаха (с.а.в.) сказал: «О Посланник Аллаха (с.а.в.)! Я слышал, ты привез к себе Фатиму. У меня есть дома – это самые близкие к тебе из домов Бану Наджар. И я сам, и мое имущество принадлежит Аллаху и Его пророку. Клянусь Аллаха, Посланник Аллаха ! Если ты возьмёшь мое имущество, это лучше для меня, чем дашь». Так молодая семья обзавелась домом.

В 3-м году после хиджры в месяц рамазан (февраль 625 г.) Фатима родила своего первенца – Хасана, а год спустя в шабан (январь) родился Хусаин. Позже родились умершие во младенчестве Мухассин и Умму Гульсум, а потом Зайнаб.

Али (р.а.) и Фатима (р.а.) жили в очень трудных условиях. Как и другие мусульмане, у них было мало средств, чтобы обеспечить себе комфорт. Они нуждались как в деньгах, так и в прислуге. Тогда Али (р.а.) однажды сказал своей жене: «Клянусь Аллахом, от того, что я все время таская воду, у меня уже болит грудь. Твоему отцу привели захваченного в войне пленника. Попроси у него отдать нам его в прислуги». Фатима (р.а.), у которой и у самой руки распухли от того, что она молола муку на ручной мельнице, решила обратиться к отцу. Когда Посланник Аллаха (с.а.в.) спросил у нее: «Что привело тебя ко мне, дочка?», то Фатима, застыдившись, только сказала: «Я пришла поприветствовать тебя». Так она вернулась ни с чем. Когда муж спросил у нее о посещении отца, Фатима (р.а.) ответила, что постыдилась что-либо попросить. Тогда они отправились к Посланнику Аллаха (с.а.в.) вместе. Али (р.а.) сказал: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха! У меня уже болит грудь от того, что я таскаю воду». Фатима (р.а.) добавила: «У меня руки распухли от того, что я молола муку на ручной мельнице. Аллах даровал тебя одного пленника. Не дашь ли ты нам его в прислуги?» Посланник Аллаха ответил им: «Клянусь Аллахом, когда ахль суффа, т.е. бездомные мусульмане, живущие под навесом в мечети, голодны, я не могу оставить их и что-то отдать вам. То, что зарабатывают эти пленники, я жертвую ахль суффа». Тогда Али (р.а.) и Фатима (р.а.) вернулись домой. Спустя некоторое время Посланник Аллаха (с.а.в.) сам навестил их. Он увидел, что они сильно усталые. Если укроют голову – то остаются открытыми ноги, если укроют ноги – остаются открытыми головы. Посланник Аллаха (с.а.в.) спросил: «Хотите, я поведаю вам нечто лучшее для вас, чем то, о чем вы меня просили?» Али (р.а.) и Фатима (р.а.) выразили согласие. Тогда Посланник Аллаха (с.а.в.) поведал им: «Этому меня научил Джабраил. После каждого намаза десять раз произносите «Субханаллах» (Слава Аллаху), десять раз «Аль-хамду лиллях» (Хвала Аллаху), десять раз «Аллаху акбар» (Аллах велик). А когда ложитесь в постель, то тридцать раз произносите «Субханаллах» (Слава Аллаху), тридцать три раза «Аль-хамду лиллях» (Хвала Аллаху), тридцать четыре раза «Аллаху акбар» (Аллах велик).

(Продолжение следует)

Проф. Адем Апак

Источник: http://www.islamtarihi.info

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку