Исламские новости

Как можно быть религиозным, но безнравственным? (Часть 2) 10 Марта 2017

Как можно быть религиозным, но безнравственным? (Часть 2)














7 – Жестокость и милосердие: Другой интересный механизм следующий. Жестокость и безнравственность представляются нам милосердием. Например, такие организации, как ИГИЛ, убивают своих единоверцев двумя способами. В одном случае они объявляют их неверными – кяферами, а во втором объявляют, что убийство очищает этих мусульман. Т.е. смерть человека от их рук избавляет его от грехов, он «очищается кровью». Хочет или нет этого сам человек, для них не важно.

8 – Системная проблема: Такую проблему мы наблюдаем в войнах, которые происходили между сахабами. Эти люди, являющиеся в индивидуальном плане примерами нравственности, ощущали необходимость воевать между собой, так как не было «правовой и политической» системы, которая могла бы разрешить их разногласия. Следовало бы серьезнее рассмотреть связи между такой системой и нравственностью. Она необходима для того, чтобы поддерживать нравственность. Не создав города с удобной планировкой и правилами, недостаточно сказать людям: «Соблюдайте правила дорожного движения». При отсутствии системы и структуры просто мораль не получает поддержку. В таком случае, какие усилия тратятся на воспитание хорошего человека, такие же должны тратиться на создание хорошей системы.

9 – Нагнетание эмоций. Другая проблема – это обучение религии с нагнетанием эмоций. Между тем, нравственность более связана не с эмоциями, а с разумом. Мы должны анализировать жизнь рационально. Как мы видим, те интерпретации религии, которые отвергают разум и считают его «инструментом, приводящим к ошибкам», оказываются недостаточными в теме морали, которая представляет собой в высшей степени рациональное устремление.

10 – Государство и власть: Когда исчезает расстояние между религией и властью, первая перестает быть источником морали. В таком случае религия превращается в орудие. Так как логика государства делает упор на силу, она вступает в противоречие с внутренней логикой религии. Рядом со слабыми и обществом религия представляет собой источник нравственности, а, находясь рядом с силой, она начинает оправдывать грехи государства. Когда сталкиваются религия и сила, за очень редким исключением побеждает сила. Из этого вытекает, что современные мусульманские общества должны самым серьезным образом рассмотреть и практику, и теорию связи религии и государства.

11 – Дуализм: Вы делите мир только на своих и чужих, а всю жизнь – на две категории: дар аль-харб (территория войны) и дар ас-сульх (территория мира). А ваш враг – «одноглазый даджаль», «предатель», «союзник внешних сил». Он настолько отвратителен, что, воюя с ним, следует оставить мораль.

Одним словом, всякая интерпретация религии, отдаляющаяся от разума и мысли, приближающаяся к насилию, содержащая утопические, дуалистические мотивы, мотив избранничества, конформизма и т.п. оказываются неспособными воспитывать человека нравственно. Это только некоторые из ловушек для морали. Как мы видим, даже веря в Аллаха и Судный день, можно попасть в них. Если мы хотим построить новые мосты между религией и нравственностью, мы должны размышлять над этим и создавать более здравые интерпретации.

Озгюр Коджа

Источник: http://www.maviyorum.com


Перевод Гульсарии Ахметзяновой


Возврат к списку