Исламские новости

Как можно быть религиозным, но безнравственным? 2 Марта 2017

Как можно быть религиозным, но безнравственным?















Как может религиозный человек совершать безнравственные поступки? Веря в Аллаха и Судный день, как он может лгать, убивать, воровать?

Религия, в своей сути, предоставляет для людей благоприятную почву для нравственного совершенствования. Ожидается, что человек, который знает, что находится под постоянным контролем Единственного, Могущественного и Абсолютного Аллаха, что его самого ждет расчет, действует в жизни более осторожно. Но практика показывает нам, что так происходит далеко не всегда. И у религиозных людей мы видим поступки, которые никак нельзя назвать нравственными.

Почему? Здесь можно привести множество материальных, психологических и т.п. объяснений. Я же поведаю здесь о некоторых ловушках, скрытых в понимании религии тем или иным человеком.

1 – Абсолютизм: Если какая интерпретация религии утверждает, что предлагает вам абсолютную истину, то вы можете попасть в эту ловушку. Человек, уверовавший в это, может поставить себя в положение представителя божественной воли, отождествить свою волю с божественной. И ему его ошибки и грехи кажутся следованием божественной воле. Когда террорист взрывает себя в толпе или правитель инициирует преследование какой-то группы людей, они могут видеть себя служителями высшей силы. В своей сути, это гордыня, но человек не осознает это.

2 – Утопизм: Если ваше понимание религии предлагает вам какое-то утопическое грядущее, вы можете попасть в эту ловушку. Это проблема не только религиозных, но и светских идеологий. Троцкий о миллионах людей, погибших после большевистского переворота, говорил, что это  небольшая цена, которую надо было заплатить за революцию. Как только вы представляете какое-то утопическое будущее, то все, что ведет к нему, может показаться вам правильным. Все, что вы сделает ради «блага народов», «исламского мира» или «светлой и чистой весны». Для достижения такой цели не обращают внимания на небольшие перегибы. Человеческие жизни здесь только средство, и мораль можно оставить.

3 – Потеря своего «я».  Как пишет Ханна Арендт в своей статье «Банальность зла», растворение человека в коллективе очень близко связано со злом. Как она утверждает, нацисты совершали свои злодеяния потому, что свою причастность к группе ставили выше своей индивидуальности. В таких ситуация человек теряет способность размышлять и оценивать свои поступки. Группа поглощает индивид. И индивид перекладывает всю ответственность за происходящее на нее. Зло становится обыденностью, банальным.

4 – Избранность. Вы и подобные вам – это группа избранных, часть партии, организации, общества, которые «установят в стране и мире справедливость и порядок». Такое характерно и для нерелигозных группа. При таком подходе все те, кто не принадлежит к вашей группе, воспринимаются как люди второго сорта. И выходящие за рамки морали поступки можно объяснить тем, что они совершаются ради общества, которое вы желаете спасти.

5 –Двусмысленность: Это проблема может возникнуть, когда человек не знает в деталях главные принципы религиозной морали. Например, лгать запрещается. Но человек может ввести для себя столько исключений из этого правила, что эти исключения сами становятся нормой. Вчера вы были вынуждены солгать. Сегодня солгали ради какой-то вроде высокой цели. Завтра солжете, скрыв часть правды. Потом создадите образ врага, а жизнь назовете войной.  А, как известно, «Война – это хитрость». Таким образом, на основе этого принципа можно лгать когда угодно и как угодно. Так можно найти оправдание для прелюбодеяния, насилия, взяточничество, не ощущая мук совести.

6 – Пробел: Иногда какая-то интерпретация религии оставляет пробелы для манипуляций. Например, если в какой-то интерпретации ничего не говорится о правах женщины, то легко можно легитимировать безнравственные поступки в ее отношении. Таким образом, такие пробелы легко эксплуатировать.

Гульсария Ахметзянова


Возврат к списку