Исламские новости

Сначала сядь, познакомимся, а потом поспорим о наших взглядах 19 Октября 2016

Сначала сядь, познакомимся, а потом поспорим о наших взглядах








Причина наших предубеждений против людей, обладающих иными взглядами, чем мы, и ведущими иной образ жизни, часто кроется в том, что мы плохо знаем их. И когда мы знакомимся поближе, наши предубеждения могут исчезнуть, и мы избегнем того, чтобы погрязнуть в бессмысленных спорах. И даже, узнав друг друга лучше, мы можем совершить вместе немало добрых дел.


Ходжа Мервези (в некоторых источниках Мергази или Мераги) был наставником, муршидом, имеющим большое влияние. На его уроках присутствовали и ученики из Яссы. Однажды, имея свои цели, он спросил их об Ахмаде Яссави: «Говорят, Ахмад ходжа поступает не по шариату. Как вы думаете, насколько он прав?» Ученики переглянулись и ответили: «Мы ничего не знаем об этом. А что мы знаем – Ахмад ходжа это наставник, сильно привязанный к вере». Но, получив этот уклончивый ответ, Мергази не избавился от сомнений. Тогда он, пребывая в смятении и подготовив каверзные вопросы, отправился в Яссу, где жил Ходжа Ахмад.

Первый вопрос, который он задал великому святому, звучал так: «Это ты, кто сбивает людей с пути Аллаха?» Ходжа Ахмад же ответил ему, что так как Мервази проделал долгий путь, ему следовало бы сначала отдохнуть, и только потом поговорить. Ходжа Ахмад знал, что человеку, одержимому гневом, надо дать какой-то срок, чтобы успокоиться. Ведь за это время у Мервази будет возможность поближе узнать и обитель, куда он попал, и учеников Хаджи Ахмад, увидеть хорошее обращение к себе, что позволит ему избавиться от своих предубеждений. Так и случилось.

Состояние имама Мервази изменилось. Словно бы в той духовной атмосфере, которая окружала Ходжи Ахмада, он обрел умиротворение. Каверзные вопросы были им забыты. Увидев доброе отношение к себе, услышав искренние ответы, он раскаялся в своих сомнениях. Поняв, что Ходжа Ахмад ни в чем не пренебрегает религией, а его нравственность так  близка к той, формирование которой и является целью ислама, имам Мервази полюбил великого святого и стал одним из его лучших учеников.

Ахмад Яссави умел расположить к себе своим радушием и пониманием даже тех людей, которые приходили к нему, будучи предубежденными против него.

Какой урок можно извлечь из этой истории? На смотрящих на нас со стороны, наше мировоззрение и религиозные принципы могут показаться «ошибочными». В таком случае, если мы верим в истинность и красоту той идеи, которой следуем, мы должны правильно подавать ее другим. Подобно Ходже Ахмаду Ясави, мы не должны спешить вступать в споры с идейными противниками, а дать понять им, что мы из себя представляем, выразив наше внутреннее состояние в поступках, проявить красоту нашего понимания. И только после этого, если возражения еще остались, можно вести споры самым корректным образом. Когда люди, обладающие разными взглядами, собираются вместе, чтобы вместе пить кофе, это дает им возможность увидеть, как они похожи. Спустя какое-то время знакомство отрывает дорогу для чего-то более глубокого. И как бы далеки ни были друг от друга их убеждения, люди уже не могут с легкостью вступать в ожесточенные споры.

Следует отметить, что заядлых спорщиков хватает и среди мусульман. Они настаивают на том, что религию следует понимать только так, как понимают они, и стремятся и других приобщить к своему мировоззрению. На жизнь и религию такие люди смотрят из узкого окна, не включающего взгляды других, и открывают его только настолько, насколько позволяет их понимание. Считая только себя защитниками религии, против людей, имеющих иное понимание религии, они обращают свой острый, как меч, язык.

И здесь возникает мысль создать такие условия, чтобы стоящие на разных позициях богословы могли бы близко познакомиться друг с другом. Ведь правильное понимание уничтожает предубеждения и создает единство в обществе.

Айше Шенер

Перевод Гульсарии Ахметзяновой

Источник: http://www.dunyabizim.com


Возврат к списку