Исламские новости

Исламские движения Америки – от прошлого до настоящего (Часть 1) 2 Ноября 2016

Исламские движения Америки – от прошлого до настоящего (Часть 1)











Нури Тыназ, преподаватель кафедры социологии Университета Мармара специализируется на исследовании ислама в Америке. Корреспондент сайта Dunyabizim.com поговорил с ученым феномене западных мусульман.

Как мусульмане Запада получают знания о своей религии? Есть ли у них религиозные школы, медресе или духовные наставники? Или источником знаний для них выступают только книги и интернет?

Современных западных мусульман следует разделить на две группы: мусульмане Америки и мусульмане Европы. История мусульман Америки начинается с африканцев, попавших сюда в качестве рабов. В XX веке здесь появился ряд организаций, таких как Moorish Science Temple («Мавританский научный храм») или Nation of Islam  («Нация ислама»). Их члены не обладают глубокими религиозными знаниями – ислам для них средство самоидентификации в их противостоянии доминантной религии и культуре той страны, в которой они оказались. Но после 2-й Мировой войны, когда в Америку хлынул приток мигрантов-мусульман, положение изменилось.


103899.jpg


Что касается мусульман Западной Европы, то они переселились туда по своей воле. Если же провести сравнение между миграционными потоками в Америку и Европу, то за океан уезжали более образованные, владеющие профессиональными навыками и имеющие достаточно высокий культурный уровень люди. А для переезжающих в Европу ведущими были экономические мотивы, и в своей массе (в частности, это касается мигрантов из Турции) это были крестьяне. Таким образом, источники знаний по исламу для названных групп разные. Так как среди прибывших на постоянное место жительство в Америку было достаточно людей, имеющих хорошее, в том числе и религиозное образование, они не чувствовали потребности в том, чтобы приглашать имамов, духовных учителей и т.п. из своих стран. У общины было достаточно средств для самоорганизации. Более того, такие организации, как основанное в 80-е годы прошлого века Исламское общество Северной Америки (Islamic Society of North America), а потом Мусульманский культурный центр (Muslim Cultural Center) сами начали проводить научную религиозную деятельность.

В Европе же до сих пор (хотя после событий 11 сентября положение дел стало меняться) религиозное просвещение мигрантов-мусульман осуществляют имамы и духовные наставники, прибывающие из мусульманских стран. Хотя они и проводят какую-то деятельность, она не так успешна, как могла бы быть то той причине, что эти имамы оторваны от культуры той страны, в которую прибыли, и нередко не владеют государственным языком. Они хорошо понимают первое и в какой-то мере второе поколение мигрантов. А общих точек с третьим и четвертым поколением у них уже нет. Вследствие этого молодежь, религиозные потребности которых эти имамы удовлетворить не могут, начинает искать знания о своей религии в интернете и по другим каналам. Но, не обладая достаточными базовыми знаниями и не имея наставников, они часто не могут критически оценить получаемую ими информацию. Это один из источников распространения фундаментализма среди молодежи.  Таким образом, мусульмане Европы не смогли преуспеть в том, чтобы, как в Америке, выработать соответствующее среде целостное мировоззрение.


1456335054b7c8b4642a9bf2a3535be0aee36.jpg


Важна и проблема языка. Американские мусульмане в своем большинстве говорят на английском. Это помогает им общаться между собой. А в Европе, как мы видим, мусульмане не могут преодолеть языковой барьер. Они тоже начали открывать свои школы, но в Америке делать это, а также готовить своих учеников и религиозных наставников, начали уже в 90-е годы прошлого века.

На Западе сейчас входит в моду суфизм. Но в Европе часто он преподносится в отрыве от исламских источников, не как путь Сунны, а как некое мистическое учение, имеющее культурные корни. Как обстоит дело с этим в Америке?

Как я уже отмечал, большинство мусульман Америки, это люди образованные. Источники получения религиозных знаний у них разные, в том числе и суфизм. Но нет сомнений в том, что в обращении в ислам жителей Запада суфизм играет важную роль. Этого отрицать нельзя. Ведь суфизм демонстрирует людям такую сторону ислама, как коллективизм и щедрость.

Но и те, кто в Европе преподносит суфизм сугубо как мистическое учение, тоже вроде люди образованные…

После 11 сентября в Америке тренд изменился. В ислам стали переходить многие американцы, имеющие высокий социальный статус. Причина этого в следующем. Реклама не бывает плохой или хорошей. После 11 сентября был отмечен всплеск продаж литературы об исламе и мусульманах. Кроме того, в Америке мусульмане говорят на одном языке. В Европе же об этом речи не идет. Прибывающие из разных стран мусульмане приносят на новое место проблемы своих стран. Например, мусульмане Пакистана, Бангладеша и Индии имеют предубеждение друг против друга. То же самое можно сказать о белых и чернокожих.

(Продолжение следует)

Источник: www.dunyabizim.com

 

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку