Исламские новости

История исламизации Бухары 15 Сентября 2015

История исламизации Бухары










Для того чтобы ускорить процесс исламизации Бухары, арабы приняли ряд беспрецедентных мер.

Хотя Бухара в первый раз была завоевана мусульманами еще в 674 г. вали Хорасана Убайдуллахом ибн Зийадом, их власть окончательно утвердилась здесь только спустя тридцать лет в результате ряда походов 706-709 гг. После того, как новому вали Хорасана Кутайбе ибн Муслиму удалось подавить сопротивление местных тюркских племен и разместить здесь свой гарнизон, арабы стали заниматься в Бухаре призывом к исламу.

Это они считали таким важным делом, что для облегчения вхождения в ислам широких масс населения, ускорения этого процесса и смягчения языковых проблем было даже разрешено во время намаза читать Коран на персидском языке. Таким образом, те люди, которые не умели читать на арабском и испытывали трудности с этим языком, могли, не тратя времени, быстрее адаптироваться к новой вере. Что интересно, во всем Туркистане такое разрешение было ограничено только Бухарой.

Таким образом, проблема чтения Корана в разного рода поклонениях (ибадат) на другом языке, кроме арабского, впервые была поднята в связи с персидским языком. Это, с одной стороны, и  естественно, потому что после арабов первыми в своей массе ислам стали принимать персы. Самым важным историческим источником, из которого можно почерпнуть информацию об этой практике, является "Тарих-и Бухара" (История Бухары) знаменитого историка Абу Бакра Мухаммада ибн Джафара Наршахи.

Этот историк в своем труде приводит важные сведения о регионе в доисламские времена и арабских завоеваниях, которые нельзя найти в других источниках. О практике чтения Корана на персидском языке во время поклонения (ибадат) он пишет так: "Так как жители Бухары в первое время после принятия ислама не могли читать Коран на арабском, в намазах они читали его на персидском. Было так, что во время коллективных намазов в задних рядах стоял специальный человек, который для тех, кто не знал арабского, кричал в то время, когда надо склоняться в руку: "Бекунита-некинет", а во время сажда: "Некунийа-некунет". А люди в соответствии с этим совершали руку или сажда".

Наряду с этой практикой, представляющей один из самых показательных и интересных примеров того, как происходил процесс исламизации присоединенных к халифату земель, существовала и другая, не имеющая аналогов в эпоху омейадов в других местностях. Для того чтобы привлечь в новую религию людей среднего и низкого достатка, каждому новообращенному мусульманину, пришедшему на пятничный намаз, в качестве награды давали деньги. Наршахи сообщает, что, таким образом, раздавали по два дирхема, а объявление об этом каждую пятницу делал глашатай. По словам этого историка, это послужило причиной того, что многие люди, хотя бы только из подражания, пришли в ислам, а бедняки стекались в мечети, чтобы получить эти деньги. Но, наряду с этим, по причине ряда действий Кутайбы ибн Муслима, отличавшегося суровым нравом, исламизация Бухары, в которой до этого было распространено огнепоклонничество, происходила нелегко.

Источники: Zekeriya Kitapçı, “Buhara’da İslamiyet’in Yayılışı Ve Yerleşmesi II”, Milli Kültür, c.I. sayı 3, Kültür Bakanlığı, Ankara, 1977, Sebahattin Samur, “Nerşahi”, Dia. c.32, İstanbul, 2006

Эмре ГЮЛЬ

Источник: http://www.dunyabulteni.net

Перевод Гульсарии Ахметжановой специально для Исламского портала


Возврат к списку