Исламские новости

Кюллие – социальные службы Османской империи 31 Августа 2015

Кюллие – социальные службы Османской империи









Кюллие, которые мы можем назвать аналогом современных социальных служб, строили правители, члены их семей, представители правящей элиты, просто богатые люди с целью послужить народу. Единственной их целью было то, чтобы мусульмане, которые бесплатно обслуживаются в куллие, возносили за них дуа. Даже сейчас в любом городе Турции на любой улице можно увидеть такие построенные ради Аллаха здания, которыми до сих пор пользуются люди.

Кюллие, как правило, это комплекс, состоящий из мечети и окружающих ее зданий социального, религиозного и торгового назначения. Первые кюллие встречаются уже в эпоху сельджуков и караханидов.

С приходом турок-осман в Анатолию с XI века кюллие получили широкое распространение, а их золотой век пришелся на эпоху расцвета Османской империи. Величественными образцами таких комплексов являются Кюллие Фатих, построенная султаном Мехмедом II Завоевателем и занимающая площадь 101 000 м2, и Кюллие Сулеймания, построенная султаном Сулейманом I Великолепным и известная огромными размерами своих зданий.

Кюллие, которые были центральным элементом городской архитектуры Османской империи, представляли собой комплексы общественных зданий, призванных удовлетворить все нужды проживающих в окрестностях людей и дополняющих функции друг друга. Такими зданиями были мечеть, медресе, библиотека, баня, больница, начальная школа (sıbyan mektebi), приюты (tabhane), благотворительные столовые (imaret), гробницы (türbe), рынок, караван-сарай, гостиница (han), мувакитхане (помещение, где хранились точно выверенные часы, по которым определяли время намаза), фонтаны различного назначения – шадырваны, чешме и себили  и т.п. Не было правила, чтобы в каждой кюллие обязательно имелись все эти здания. Наоборот, при строительстве учитывались запросы проживающего в окрестностях народа, и кюллие строилась в соответствии с этими запросами.

Все здания в составе кюллие с самого начала планировались как единый комплекс и строились в соответствии с этим планом. Но, как видно на примере Айя Софьи, некоторые кюллие возникали вокруг одного уже существовавшего здания.

Центром кюллие, как правило, были мечети и медресе. В центре большинства кюллие эпохи Османской империи находится мечеть, а вокруг нее уже располагаются другие здании комплекса. Бывают кюллие, в центре которых находится не мечеть, а медресе, но таких гораздо меньше.

Кюллие, которые мы можем назвать аналогом современных социальных служб, строили правители, члены их семей, представители правящей элиты, просто богатые люди с целью послужить народу. Благотворители обеспечивали экономические потребности построенных ими кюллие при помощи создаваемых здесь же вакфов.

Кюллие, создаваемые как социальные службы, с одной стороны, оказывали бесплатную помощь нуждающимся, с другой стороны сами нуждались в материальной базе, чтобы продолжать оказывать эту социальную помощь. Как правило, материальную базу составляли средства и имущество тех людей, которые строили эти кюллие. Для управления этими средствами и имуществом и создавались вакфы. Большинство этих вакфов получали поддержку и от государства. Если кюллие была построена государством, то иногда налоги с какой-то области направлялись на обеспечение нужд кюллие. Каждая служба в составе кюллие находилась под гарантией государства, и была доступна каждому члену общества.

Вакф – это общества, созданные для финансирования предоставляемых народу бесплатных социальных услуг, часто поддерживаемые и государством. Финансирование вакфов осуществлялось их владельцами. Владелец вакфа для обеспечения деятельности социальных служб передавал этим вакфом свои деньги или приносящее прибыль имущество, удовлетворяя, таким образом, экономические потребности вакфов. Вакфы в Османской империи и во всем мусульманском мире были самыми важными религиозными, социальными и архитектурными элементами культуры. Согласно исламу, человек получает вознаграждение (саваб) и после своей смерти, пока люди пользуются теми осуществляющим благотворительную деятельность зданиями, которые он построил. Поэтому многие мусульмане, и богатые, и бедные, старались по мере своих возможностей заниматься благотворительностью, чтобы и после их смерти им записывалось вознаграждение (саваб) в книгу деяний. Если одни люди строили себили, чешме или колодцы, то другие – кюллие, мечети, гостиницы, бани, медресе и т.п. Единственной целью людей, строящих эти здания, было то, чтобы те мусульмане, которые бесплатно пользуются этими зданиями, возносили за них дуа. Даже сейчас в любом городе Турции на любой улице можно увидеть такие построенные ради Аллаха здания, которыми до сих пор пользуются люди.

Sebil-Nedir.jpg

Сохранились документы, в которых обозначено, как и где можно использовать имущества вакфов, а где нет. Согласно условиям, обозначенным в этих именуемых вакфийа документах, деятельность вакфа регулируются комитетом попечителей. В кюллие, как правило, была часть, отведенная для этих попечителей.

Кюллие времен Османской империи можно классифицировать в соответствии со статусом тех, кто их построил, и местом их постройки.

Классификация кюллие в соответствии со статусом тех, кто их построил:

- Кюллие, построенные падишахом и членами его семьи. Такие кюллие назывались «султанскими» - селатин (selâtin).

- Кюллие, построенные беями.

- Кюллие, построенные представителями правящей элиты или богатыми и влиятельными членами общества.

Кюллие – это комплексы, которые строились с целью совершения «непрекращающегося благодеяния», чтобы и после смерти обеспечить себе получение вознаграждения (саваб) от Аллаха. В этой точки зрения единственное, что ожидали благотворители от тех мусульман, которые пользуются построенными ими зданиями, это возносить дуа за них и вспоминать добрым словом.

Классификация кюллие в соответствии с местом их постройки:

- «Городские кюллие», расположенные в черте города. Главными элементами таких кюллие были мечеть, медресе, больница, гробницы (türbe) и другие подобные здания религиозного, медицинского или образовательного назначения.

- Кюллие, строящиеся за пределами города. Такие кюллие называются мензиль (menzil) и делятся на два вида: загородные и стоящие  на торговых путях далеко от центра. Основными элементами таких кюллие являются мечеть, благотворительная столовая (imaret), караван-сарай, рынок и баня. Эти кюллие предназначались для того, чтобы в них на короткое время останавливались торговцы и путники, поэтому в них не было таких обязательных элементов городских кюллие, как медресе и больница.

Каждое творение османской архитектуры несет в себе глубокую философию. Кюллие, каждая из которых является знаковым элементом города, с этой точки зрения представляют собой творение, отражающее и особенности османской архитектуры, и образ мыслей, а также социальное и религиозное устройство общества того времени.

С социальной точки зрения целью постройки кюллие является призыв к объединению социальной и культурной сфер. Функцией этих комплексов, которые были самыми передовыми учреждениями социальной службы того времени и создавались с благотворительными целями, было предоставление бесплатных услуг населению. Например, человек, посетивший кюллие, получал в расположенной в ней больнице бесплатное лечение, в аптеке – лекарство, в благотворительной столовой (imaret) – еду, если он прибыл откуда-то издалека, то мог остановиться в гостинице. Дети могли посещать начальную школу (sıbyan mektebi), а подростки и юноши – медресе. Все эти услуги не требовалось оплачивать каким-то образом. Все это является самым значимым показателем социальной направленности османского общества, а также воплощением в архитектуре и социальной жизни культуры управления и образа мышления этого общества. С этой точки зрения кюллие является и плодом государственной идеологии, и одновременно институтом, играющим важную роль в создании, развитии и распространении государственной идеологии.

Мустафа Кая

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку