Исламские новости

Монотеизм народов древности (2 часть) 1 Апреля 2015

Монотеизм народов древности (2 часть)











Монотеизм народов древности (часть 1)

Религия древних греков – образец типичного политеизма. Но в досократовской философии при этом прослеживается более абстрактное понимание божества. Платон же хотя и ссылался на богов древнегреческого пантеона, имеющиеся в его трудах описания пребывающей на небе божественной сущности не соответствуют характеру этих богов. Его теология содержит в себе признаки монотеизма. Согласно Аристотелю же, хотя божество является причиной движения, самому ему движение не свойственно.

unnamed (1).jpg

В самых древних текстах индуизма бросается в глаза обожествление природы. Все явления природы объявляются богами – бог неба, бог бури, бог огня. В последующие эпохи эти представления становятся более абстрактными и мистическими, приобретая характер пантеизма. В Ригведе качества возвышенности и превосходства приписываются не имеющему подобия божеству. Но при этом часто упоминается, что и другие божества не имеют подобия. В VII-VI вв. до н.э. в индуизме утвердилась строгая приверженность ритуалам, духовный смысл Вед остался на втором плане. Позже под влиянием Упанишад брахманы несколько отошли от формализма, стали размышлять над высокими истинами, развивая параллельно этому и систему ритуалов. Сегодня религиозная картина Индия очень пестрая, что затрудняет прийти к одному выводу относительно того, например, какое представление имеет большинство о существовании Бога. Вместе с этим можно утверждать, что, в целом, люди все уверены, что существуют Всевышний Бог, обладающий определенными атрибутами.

unnamed (2).jpg

До зороастризма иранцы разделяли общие верования с родственными им арийскими народами Индии. Согласно же учению, принесенному Заратуштрой, Бог (Ахура Мазда) возвышен и един, Он не является существом материальным. Он милостивый, обладатель обширного знания, Он присутствует везде и все видит. В некотором смысле мощь Ахура Мазды ограничена, потому что существует и другая сила, полностью противоположная ему. Выступая против Ахура Мазды, эта сила может открыть врата зла. В более поздних религиозных текстах хотя Ахура Мазда и предстает всевышней сущностью, он уже не является единым богом. Те качества, которые выступают как атрибуты бога в классическом понимании, предстают самостоятельными сущностями, которым совершается поклонение. Огонь же мыслится как сын бога и становится объектом поклонения. Старые боги, от которых Заратуштра отказался в ходе своей религиозной реформы, стали именоваться «язатами». Им стали поклонятся наряду с Ахурой Маздой. Это былом отходом от первоначально монотеистической концепции учения Заратуштры.

unnamed.jpg

То, что такие животные, как волк и орел, в традиции древних тюрков несли в себе символический смысл и почитались, позволяют некоторым исследователям говорить о тотетизме этого народа. Между тем известно, что никакие элементы общественной, правовой и политической жизни тюрков не соответствуют тем нормам, которые должен был бы ввести тотемизм. Также неверно приписывать нашим предкам шаманизм. Ведь последний – это скорее не религия, о близкая к колдовству и основанная на технике вхождения в экстаз система. Может, некоторые ее элементы – целительство, общение с духами умерших предков, связь с джинами и т.п. – и наличествовали в культуре древних тюрков, все они не были столь всеобъемлющими, чтобы представлять их религию.

Религией тюркских народов с древности была вера в единого Бога – Тенри и поклонение Ему. При этом Тенри (Танри) мыслился как Творец и Обладатель абсолютной силы. Его называли Небом, Небесным (Гёк Тенри), чтобы выразить Его возвышенность, превосходство над всем земным. В представлении древних тюрков Тенри определял судьбу человека, непосредственно руководил его жизнью, Он посылал людям приказы, а тех, кто не следовал этим приказы, наказывал. Он назначал, когда человеку умереть. Тенри – это истина, закон, человек бренен, а Тенри вечен. Все имеющиеся данные заставляют исследователей говорить о том, что религия наших предков была основана на вере в единого Бога, т.е. монотеизме. Как известно, тюркские народы в короткое время и в массовом порядке стали мусульманами. Наряду с другими факторами, думается, немалую роль здесь сыграло и то, что их прежняя вера была очень близка к исламу.

Бекир Топаоглу

Источник: http://www.islamansiklopedisi.info/

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку