Исламские новости

Мультикультурализм неизбежен - Иммануил Валлерстайн 4 Марта 2015

Мультикультурализм неизбежен - Иммануил Валлерстайн









Известный американский социолог Иммануил Валлерстайн рассуждает о таком явлении современной жизни, как мультикультурализм, который он называет неизбежным.

Во всем мире в наши дни ведутся многочисленные и страстные дебаты о явлении под названием мультикультурализм. И его сторонники, и противники, кажется, пребывают в иллюзии, что мультикультурализм является чем-то новым. Но это далеко не так. Мультикультурализм так же древен, как человеческая культура. И он всегда был предметом горячих споров. Во всех человеческих обществах всегда были группы, которые считали себя «более коренными» жителями региона, чем другие.

"Коренные", как правило, используют риторику культурной чистоты, которая, по их мнению, осквернена или находится под угрозой со стороны «других». «Другие» же – это  маргинальные элементы или вновь прибывшие в регион жители, которые, исходя из этого, имеют меньше прав, чем коренное население (или не имеют прав вообще).

Сторонники мультикультурализма же говорят о равных правах для всех (или большинства населения). Люди всегда переезжали из одного региона в другой по многим причинам. В одних случаях это было экологическое истощение области, в которой они проживали. Других мигрантов часто привлекал более высокий по сравнению с их родиной уровень жизни в странах, куда они отправлялись.

Третьи по какой-то причине могли быть изгнаны из своей страны.

Реальность такова, что, если мы проследим происхождение всех нас в глубинах веков, предки ни у кого из нас не жили там, где мы живем сейчас. Мы все мигранты.

unnamed (1).jpg

Этот вопрос вызывает такие острые дебаты в последние десятилетия по двум простым причинам. Технологические достижения в области транспорта и коммуникации позволяют перемещаться дальше и быстрее, чем в прежние времена. И поляризация мировой системы сейчас намного больше, что стимулирует жителей бедных стран переезжать в богатые.

Кроме того, нельзя забывать тот факт, что мы живем в условиях структурного кризиса современной мировой системы. Это вызывает быстрый рост реальной безработицы. И поиск козлов отпущения часто сосредотачивается на мигрантах, которые, якобы, являются причиной высокого уровня безработицы в богатых странах.

Линии направления миграции, как мы уже отмечали, это из бедных стран в богатые, главным образом, конечно, с Юга на Север. Например, из Мексики в США, из Марокко во Францию, из Филиппин в Японию. Такая же тенденция прослеживается и более бедных стран. Например, из Гватемалы в Мексику, из Мозамбика в Южную Африку, из Парагвая в Бразилию. В любом случае, всегда наблюдается реакция со стороны принимающей страны с выдвижением требований изгнания мигрантов, якобы, с целью сохранения рабочих мест, а также так называемой культуры коренных народов.

unnamed (3).jpg

Риторика антимультикультурализма служит (и призвана служить), чтобы получить голоса левых избирателей правыми и ультраправыми движениями, использующими язык ксенофобии. И без сомнения, часто им удается сделать это. Риторика в пользу мультикультурализма служит (и призвана служить), чтобы получить левыми движениями, позиционирующими себя как борьцы с ксенофобией, голоса стоящих на центристских позициях избирателей. И без сомнения, им часто удается сделать это.

В той или иной форме, все страны мультикультурны. Т.е. в каждой стране есть группы лиц, которые имеют разные культурные практики. Это могут религиозные, лингвистические особенности или же  брачные традиции. Эти различные обычаи всегда в той или иной степени преследовались. В периоды, не слишком напряженные с экономической точки зрения, мы видим немало примеров соседских взаимоотношений между людьми разных групп. Часто это даже заключение браков, что в дальнейшем приводило к стиранию различий между разными группами общества.

Но во времена экономических кризисов ксенофобские темы начинают играть все более важную роль и часто приводят к острой борьбе. Соседи враждуют между собой. Дети межгрупповых браков бывают вынуждены признаться в верности той или иной группе. Страны начинают проводить протекционистскую политику. Юридическая свобода передвижения через границы ограничивается. Кривая насилий резко идет вверх.

Надо отметить, что необходимо различать ситуации и с точки зрения демографии. Бывает, что проживающее на какой-то территории население уничтожается (или полностью подчиняется) большой и сильной волной мигрантов. Например, такое можно наблюдать на Карибских островах или когда фиджийцы столкнулись с индусами в своей миграции в Тихом океане.

А еще есть миграция богатых людей из Севера на Юг, где они скупают земли, способствуя росту благосостояния и влияния групп, которые ранее находились в маргинальном положении. Именно это происходит сейчас по всему миру в регионах с более благоприятным климатом.

unnamed (2).jpg

Требования «коренных» групп сохранять их культурные традиций и ценности имеет разную тональность в зависимости от того, на какой ступени социальной лестницы находятся вновь прибывающие.  И здесь есть дилеммы. Способны ли мы понимать эти различия и корректировать в соответствии с этим свои действия? Можем ли мы придерживаться разумной политики в двух этих разных случаях? Можем ли мы в действительности поддерживать неизбежную и желаемую форму мультикультурализма, которая является основой плодотворного мирного обмена культурными ценностями? Или мы поддадимся ксенофобии этнических чисток во всем мире?

Иммануил Валлерстайн

Источник: http://iwallerstein.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

Справка: Иммануил Валлерстайн (род. 28 сентября 1930, Нью-Йорк, США) — американский социолог и философ-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.


Возврат к списку