Исламские новости

Монотеизм народов древности (часть 1) 9 Февраля 2015

Монотеизм народов древности (часть 1)










Официальная наука утверждает, что первой монотеистической религией является иудаизм. А до этого люди исповедовали разного рода политеистические верования. Согласно исламу же, вера в Единого Бога существовала на земле с самых древних времен. Есть ли доказательства этому?

Самый первый человек, Адам (а.с.) был и первым пророком. Религией всех пророков была вера в Единого Бога, ислам. Хотя в истории человечества и известно много политеистических верований, это не означает, что в древности не существовало никаких монотеистических религий.

34567890-.jpg

Вера в Бога, в Аллаха является постулатом всех религий, в том числе и самых примитивных. Австралия считается местом, самым благоприятным для изучения первобытных верований. Ранние изыскания показывали, что основой таких верований выступают фетишизм, тотемизм и анимизм. Но согласно последним исследованиям, проведенным среди проживающих на юго-востоке этого континента примитивных племен, у них имеется сознание некой высшей силы. Высший Бог пребывает на небесах, наблюдает за людьми и их поступками. Как верят другие племена, есть Бог, существование которого происходит от Него Самого, Он пребывает на небе, Он Милостивый и Вечный. Из некоторых новейших исследований истории религии можно сделать вывод, что в верованиях первобытных племен имеется представление об Едином Боге, а политеизм – это искажение этого представления, возникшее позднее.

Хотя вавилоно-ассирийская религия является политеистической, по мнению некоторых, первоначально во главе вавилонского пантеона стоял бог Ил. Предполагается, что этот бог занимал высшее положение в древнейшее время. А другие божества не имели своего собственного существования и выступали как разные имена Ила.

234567890-.jpg

Также утверждается, что в буддизме нет представления о Боге. Но этот вопрос не так уж ясен и очевиден. Действительно, современные священные тексты этой религии показывают, что Будду не занимали такие темы, как внечувственный мир, откровение и загробная жизнь. Согласно философии сахья, божественная сила никак не вмешивается в течение событий в этом мире. Но не следует забывать, что эти тексты были отредактированы столетия спустя после эпохи Будды. Признается, что все же ни сам Будда, ни его ученики не исповедовали атеизм. Последующая эволюция буддизма привнесла в него понятие божества, и даже сам основатель этой религии был обожествлен.

В религиях Китая первоначально существовало представление о существовании одного Бога по имени Шан-ди, напоминающее монотеизм. Но впоследствии появилось представление о разных духах небес и земли, которые и были обожествлены.

1234567890.jpg

В религии Древнего Египта, несомненно, прослеживается идея о могучем Едином Боге, но исследователи спорят, выступает ли основой этого монотеизм или генотеизм - выделение одного самого могущественного Бога, не исключающее почитания и поклонения другим богам из имеющегося пантеона. В древнеегипетских текстах Бог описывается как «сотворивший все, вечный, обладающий безграничным знанием, невидимый, но принимающий молитвы». Но такими качествами наделяются несколько богов. Можно понять, что эти второстепенные боги выступают в качестве имен или проявлений Единого Бога. Ведь и пророк Юсуф (а.с.), обращаясь к заключенным в египетской тюрьме, говорит:

«Минуя Его, вы поклоняетесь лишь именам, которыми вы назвали [богов], вы и ваши отцы. Но Аллах не ниспослал об [этих именах] никакого довода» (Йусуф, 12/40).

Бекир Топаоглу

Источник: http://www.islamansiklopedisi.info

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

(Продолжение следует)


Возврат к списку