Исламские новости

Может ли святой (вали) узнавать о скрытом (гайб)? 15 Декабря 2014

Может ли святой (вали) узнавать о скрытом (гайб)?











Этот вопрос тесно связан с самим определением скрытого (гайб), и ответить на него можно, изучив Коран, Сунну, деяния сахабов и книги ученых ахль сунны.

Ученые дают разное определение слова гайб: «Все, что скрыто от людей, это гайб» (Абу Исхак, Аз-Заджадж), «То, что не видимо глазу, но знание о чем присутствует в сердце» (Ибн Араби, Масафуль-уляма, с. 244). Одним словом, можно сказать, что гайб – это все то, что нельзя понять с помощью пяти органов чувств или ощущений.

Ученые делят гайб на абсолютный (мутлак) и относителньый (мукаййад). Абсолютный (мутлак) гайб – это то, о чем ведает только Аллах, и никто, кроме Него. Утверждать, что владеешь знанием такого рода (не получив его у Аллаха), является неверием. Об абсолютном гайбе говорится в аятах: «И у Него ключи к сокровенному [гайб]! Знает о них только Он» (Ан’ам, 6/59), «Я не говорю вам: … "Я ведаю сокровенное [гайб]"» (Худ, 11/31).

48645132.jpg

Но Всевышний может некоторые знания из разряда абсолютного гайба сообщать людям через посредничество избранных посланников (ангелов или пророков) или даже без посредника. Это является чудом (муджиза) пророков и их ясным знанием (йакин). В Коране так говорится об этом: «Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (Бакара, 2/255), «Он — Ведающий о сокровенном. И Он никому не откроет Своего сокровенного, за исключением тех посланников, которыми Он доволен, к которым Он приставляет спереди и сзади стражей (т. е. ангелов)» (Джинн, 72/26-27).

Что же касается относительного (мукаййад) гайба, то это то, что Аллах открывает одним людям и скрывает от других. Это, например, научные открытия, знания, получаемые путем исследований, опытов и наблюдений, или же информация о каком-то событии, которой владеют одни люди, но не знают другие.

948645.jpg

Что же касается знаний, которые обретаются не путем исследований, опытов и наблюдений, а с помощью таких путей, как вдохновение (ильхам), озарение (кашф) и сон, то ахль сунна и мутазилиты по разному подходят к этому вопросу. Ученые ахль сунны утверждают, что Аллах может даровать святому (вали) знание гайба. Это является чудом этого святого (вали). Мутазилиты же говорят, что если бы было дозволенным святым (вали) показывать какие-то сверхъестественные явления, то тогда они не отличались бы от чудес (муджиза) пророков. Святые и пророки были бы равны. Ахль сунна отвечает на это, что чудеса (карамат) вали не являются тем же самым, что чудеса (муджиза) пророков (Шархуль-акаид, Аллама Тафтазани, с. 98). В качестве доказательства ученые ахль сунны приводят такие примеры чудес, которые были дарованы людям, не являвшимся пророками:

- Явление Джабраила (а.с.) Маръям (Марйам, 19/19).

- Появление у Маръям фруктов, сезон которых уже прошел (Али Имран, 3/37).

- Вдохновение (ильхам), пришедшее матери Мусы (Касас, 28/7).

- Чудо обитателей пещеры (асхабуль-кахф), проспавших 300 лет (Кахф, 18/25).

- Принесение трона царицы Балкис в мгновение ока визирем пророка Сулеймана (а.с.) Асифом из Йемена в Шам (Намль, 27/40).

Споры, главным образом, вызывает 27-й аят суры «Джинн»: «…за исключением тех посланников, которыми Он доволен».

Замахшари, один из известнейших мутазилитских ученых, пишет: «Этот аят содержит доказательство того, что чудес (карамат) не бывает. Ведь те люди, которым приписывают чудеса (карамат), хотя и могут являться теми святыми, кем доволен Аллах, они не посланники (расуль). Между тем, Аллах в этом аяте указывает, что Он удостаивает знаний о гайбе только пророков. Здесь также говорится о том, что гадание, колдовство, астрология не имеют основы, потому что те, кто занимается такими делами, очень далеки от обретения довольства Аллаха и даже вызывают Его гнев» (Замахшари, Тафсир-и Джинн, 27, Т. 4 , с. 634, 635).

4894568748.jpg

Ученые ахль сунны же отвечают на это так, что речь в данном аяте идет об абсолютном гайбе, который не могут постигнуть как «достоверное знание» ни джинны, ни люди, ни кто-либо другой. «Это вовсе не противоречит получению знаний об относительном (изафи) гайбе, а также тому, что некоторые могут получать какие-то намеки на знания из разряда абсолютного гайба путем вдохновения (ильхам), чудо (карамат) или каким-то еще путем. Но вместе с этим, в этом случае ничто из этого не может быть абсолютно очищено от предположительности (зан) и влияния воображения, не может носить категоричный характер», - пишет в своем «Тафсире» Елмалылы Хамди. В тафсире «Рухуль байан» же отмечается: «Аят не отрицает чудеса (карамат) святых, связанных с озарением (кашф). Если самые высокие степени уровня (мартаба) озарения (кашф) присущи только пророкам, из этого не следует, что не могут существовать более низкие уровни (мартаба)».

Источник: http://mektebisuffa.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку