Исламские новости

Имам Хусейн и Кербела, или можно ли совершать обычаи коллективного траура? 31 Октября 2014

Имам Хусейн и Кербела, или можно ли совершать обычаи коллективного траура?











Для шиитов 10 мухаррама, т.е. Ашура, наступающая в этом году 3 ноября, является и днем поминовения принявшего мученическую смерть Имама Хусейна, внука Посланника Аллаха (с.а.в.). Отряд, посланный омейядским наместником, возле Кербелы напал на Хусейна и сопровождающую его группу, многих предав смерти.

Журналисты портала SonDevir в преддверии Ашуры встретились с представителем Управления по делам религии Турции профессором Ильясом Узумчю и поговорили с ним о разнице в восприятии событий в Кербеле суннитами и шиитами.

Какие моменты отличают восприятие событий в Кербеле суннитами и шиитами?

Если сунниты воспринимают эти события так, как это описывается в исторических источниках, то для шиитов история обросла многочисленными мифологическими подробностями. Например, рассказывают, что за день до Кербелы Хусейн, вспомнив совет старшего брата, выдал свою дочь замуж за своего племянника Касима.

Сунниты главным виновником происшествия считают халифа Язида. Если же вдаваться в детали, то виновными можно назвать и послушавшегося приказа Язида вали Куфы Ибн Зияда, и предводителя войска, напавшего на отряд Хусейна, Умара ибн Са’да. По мнению шиитов же, так как Язида назначил наследником его отец Муавия, то виноват и он.

Сунниты и шииты по-разному понимают и смысл происшествия. Сунниты считают убийство Хусаина следствие политической борьбы, развернувшейся в то время. Язид видел в Хусаине своего соперника, поэтому принуждал его к присяге (биат). По мнению шиитов, Язид хотел уничтожить ислам, но Хусейн своей жизнь остановил его.

Можно ли верить источникам?

Так как это очень драматичная история, к тому же, речь идет о внуке Посланника Аллаха (с.а.в.), то к ее изложению в источниках в большей или меньшей степени примешиваются эмоции. В основных исламских хрониках, например, говорится о длительных переговорах между сторонами, они приводятся даже дословно. Но при чтении их возникает вопрос, действительно ли они происходили в тот день или выдуманы позже. Доказать уже невозможно.

Разница отношения к событиям в Кербеле у суннитов и шиитов очень ясна видна в ритуалах.

Собственно говоря, в отношении суннитов трудно говорить о каком-либо ритуале «поминовения Кербелы». Только ограниченно в некоторых  суфийских джамаатах в этот день устраивают какие-то мероприятия.

محرم.jpg

Но это не означает, что сунниты безучастно относятся к трагедии в Кербеле. Многие суннитские поэты и интеллигенты описывали те события в стихах. Когда речь заходит о том дне, то каждый суннит искренне скорбит о Хусейне. А сколько суннитских ученых проливали слезы о нем! Но так в исламе нет обычая коллективного траура, они переживают свою скорбь только в своей душе.

Для шиитов день поминовение Кербелы несет в себе особый смысл. Да, в тот день они отожествляют себя с Хусейном. Они чувствуют его боль, проливают его слезы. В тот день шииты не берут в руки ножей или острых инструментов, не пьют воду, не едят сладкого, не заключают брак. Мужчины даже не бреются. В Ашуру у шиитов не принято слушать музыку, смеяться. По мере возможности они стараются сохранять печаль. Кроме того, шииты двенадцать дней Мухаррама держат «траурный пост», который в ритуалах отличается от поста месяца Рамазан. На тринадцатый день они готовят кушанье, именуемое «ашура», и отмечают день спасения Имама Зайнульабидина.

Выше мы говорили, что в исламе нет обычая коллективного траура. Значит, в нашей религии это запрещено?

Горевать, потеряв близких, это очень по-человечески. Наш Пророк (с.а.в.) плакал, когда умер его сын Ибрахим. Но в нашей религии запрещено устраивать ритуал оплакивания, демонстративный плач с разрыванием одежд, вырыванием волос и т.п. Наш Пророк (с.а.в.) в своем хадисе назвал все это «обычаями джахилиййи».

Сахабы не держали траур, когда убит Умар (р.а.). Не делали этого и сыновья Али (р.а.), когда их отец пал шахидом. Пророки Закария и Яхъя были убиты самым мучительным способном, подвергшись издевательствам, но все же и по ним не держат траур.

27.jpg

Источник: http://www.sondevir.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку