Исламские новости

Условия ведения войны и совершение казни в исламе 21 Октября 2014

Условия ведения войны и совершение казни в исламе












Коран разрешает воевать только с агрессорами. Аяты, касающиеся казни и ведения войны, сейчас часто муссируют атеисты, вырывая из контекста и давая свое толкование. Но при более близком рассмотрении можно увидеть, что связанные с условиями ведения войны положения шариата не только соответствуют принятым в современном мире правам человека, но и превосходят их своим гуманизмом.

Коран разрешает в определенных условиях мусульманам совершать убийство. Эти условия: возмездие убийце, война и террор.

 Согласно нашей священной книге, несправедливое убийство является грехом и подлежит наказанию. Если семья убитого не прощает убийцу, он подлежит казни.

«О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить достойным образом и уплатить достойный выкуп» (Бакара, 2/178).

«Воздаяние за зло — равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит нечестивцев» (Шура, 42/40).

Согласно Корану, возмездие (кысас) убийце – гарантия безопасности общества.

«Для вас в возмездии — основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными» (Бакара, 2/179).

«Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом]» (Исра, 17/33).

Коран признает за семьей убитого право простить убийцу. В таком случае последний должен выплатить этой семье материальную компенсацию:

«Если убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить достойным образом и уплатить достойный выкуп. Это — облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после разъяснения, — мучительная кара» (Бакара, 2/178).

 

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ В ИСЛАМЕ

Коран обозначает ряд условий, при которых можно вести войну. Есть три положения, в которых страны или отдельные люди могут враждовать друг с другом:

«Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые (1) сражались с вами из-за религии, (2) выгоняли вас из ваших жилищ и (3) способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Мумтахина 60/9).

В другом аяте эти принципы изложены так:

«Неужели вы не сразитесь с людьми, которые нарушили свои клятвы и вознамерились изгнать Посланника? Они начали первыми. Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаха, если вы являетесь верующими» (Тауба, 9/13).

1.jpg

Корана разрешает воевать с агрессором:

«Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем» (Хадж, 22/39).

Коран считает важными свободу вероубеждения и совести. Аллах говорит: «Нет принуждения в вере» и призывает отстаивать свои права до тех пор, пока в обществе не установятся все условия для того, чтобы каждый мог выбирать свою веру сам. Когда многобожники Мекки стали всячески притеснять мусульман, был ниспослан следующий аят:

«Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху. Если же они будут [совращать с пути верующих], то ведь Аллах видит то, что они вершат» (Анфаль 8/39).

Аллах не разрешает затевать войны без всякого повода. И если все же война разразилась, то призывает проявлять гуманизм:

«Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых» (Мумтахана, 60/8).

Таким образом, в Коране достаточно четко обговариваются условия, при которых разрешается начинать войну. В любых других ситуациях агрессия недопустима.

 

АЯТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СПОРЫ

Есть ряд аятов, которые часто выдергивают из контекста и приводят в качестве доказательства агрессивности ислама. Например, 89-й аят суры Ниса:

«Неверные хотели бы, чтобы вы стали неверными подобно им, чтобы вы сравнялись с ними. Так не выбирайте же друзей из их среды, пока они не переселятся во имя Аллаха [из Мекки в Медину]. Если же они отвергнут [ваш призыв], то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. И не берите из их числа ни друзей, ни помощников».

Чтобы ответить на обвинения, достаточно двух аятов, которые следуют сразу же за этим:

«за исключением тех, которые связаны [какими-либо узами] с народом, с которым у вас есть договор, или которые пришли к вам, а в душе у них нет желания сражаться ни против вас, ни против своего народа. Если бы Аллах возжелал, Он сделал бы [неверных] сильнее вас, и они тогда непременно сразились бы с вами. Если же они отступят от вас, не будут сражаться с вами и предложат вам мир, то Аллах не дозволит вам [сражаться с ними]. И ты увидишь, что есть и другие [мунафики], которые хотят быть верными и вам, и своему народу. Всякий раз, когда ввергают их в смуту [с муслимами], они увязают в ней. И если они не отойдут от вас и не предложат вам мира и не перестанут нападать на вас, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Мы вам предоставили полное право [сражаться] с ними» (Ниса, 4/90-91).

2.jpg

Есть еще 5-й аят суры Тауба:

«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду. Если же они раскаются, будут совершать салат, раздавать закат, то пусть идут своей дорогой, ибо Аллах — прощающий, милосердный"»

Этот аят был ниспослан после завоевания Мекки. Многобожники Мекки, которые всячески притесняли мусульман и не оставляли их в покое даже после того, как изгнали из родного города, потерпели поражение. Несмотря на это, Аллах признает за ними право на заключение соглашения. Это показывает нам, что побежденные достойны гуманного обращения. Один из следующих аятов этой суры раскрывает нам ситуацию таким образом:

«Неужели же [, о верующие], вы не сразитесь с людьми, которые преступили свои клятвы и усердствовали, чтобы изгнать [из Мекки] Посланника? Они первые начали [сражаться с вами]. Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаха, если вы веруете» (Тауба, 9/13).

Источник: http://www.diniyazilar.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку