Исламские новости

Фрейд, психоанализ, ислам и тасаввуф (Часть II) 16 Октября 2014

Фрейд, психоанализ, ислам и тасаввуф (Часть II)














Самой большой ошибкой психоанализа Фрейда (и всех других направлений психоанализа, психологии и психотерапии) является то, что они отрицают то влияние, которое оказывают на людей шайтаны. Как известно, шайтаны – это неверующие из числа джиннов. Они являются врагами людей. Как ясно из хадисов, нет ни одного мусульманина, к которому не были бы приставлены шайтаны, внушающие ему дурное.

Что только не делают эти враги человечества, желая помешать жениться холостым и развести женатых! Ведь холостому или разведенному легче совершить прелюбодеяние. Поэтому и васваса (наущения) шайтанов часто имеют такое направление. Прелюбодеяние – один из великих грехов, и человек, совершивший его, подпадает под проклятие Аллаха и ангелов. Чтобы избежать тяжких угрызений по поводу содеянного, прелюбодей постепенно начинает отвергать столпы веры, такие как как вера в Судный день, в священные книги, в пророков. И люди часто приходят к атеизму для того, что заставить замолчать свою совесть, говорящую им о греховности их поступка. И когда они отдаляются от веры или отрицают ее, это приносит им облегчение.

Я очень удивился, когда нашел подтверждение одного открытия Фрейда в Коране. Одно из основополагающих понятий психоанализа Фрейда – «комплекс кастрации». Согласно этому, если до 3-5 лет мальчики находятся под влиянием эдипова комплекса, то позднее они резко попадают под влияние комплекса кастрации. И вызвано это их внезапным осознанием того, что противоположный пол (женщины) лишены мужского полового органа. До этого возраста дети думают, что у всех людей имеется этот орган. И поняв, что у девочек все по-другому, мальчики испытывают шок. Они начинают думать, что их орган может быть и отрезан. Это доставляет им большое огорчение. Дети также думают, что если они женятся на матери, то отец их накажет. Естественно, все это происходит на уровне подсознания.

Всевышний Аллах предусмотрел, чтобы не достигшие совершеннолетия дети не испытывали шок от комплекса кастрации. Для этого Он запретил заходить без разрешения в комнату, где уединяются муж с женой, упоминая, что запрет касается и детей (сура «Нур», 31-й аят). При этом употребляется выражение: «дети, которые не знают наготы (аурат) женщины». Между тем, с точки зрения разума и логики уместнее кажется сказать: «несовершеннолетние дети». Но Всевышний Аллах, употребив здесь выражение «дети, которые не знают наготы (аурат) женщины», указывает нам на специфическое состояние детей, на то, что им присущ комплекс кастрации, и зрелище обнаженных родителей не совсем подходит для них. Одним словом, мы видим еще одно чудо Корана.

Я подумал: «Интересно, а если бы Фрейд увидел этот аят? Как он отнесся бы к тому, что Коран подтверждает его открытие? Уверовал бы он в то, что это Слово Аллаха?» Но вряд ли человек, отрицающий Всевышнего, уверует в аят из Его Книги. Ведь если подумать, то все в мире указывает нам на существование Аллаха и Его единство, и трудно предположить, что один аят, хотя бы и подтверждающий его открытие, изменит вероубеждение человека. Если бы Фрейд увидел этот аят, то, может быть, только был бы польщен, и все.

Фрейд очень хорошо изучил сновидения, вызванные нафсом. В сны, связанные с истиной (хак) же, он просто не верил. К тому же человеку, одержимому нафс аль-аммара, вряд ли приснятся связанные с истиной сны. Действительно, метод свободных ассоциаций хорошо подходит для толкования вызванных нафсом снов. Позднее этот метод был использован для нахождения причин болезней у пациентов, для изучения подсознания. Весьма ценны и открытия Фрейда, касающиеся того, что действия, совершенные по ошибке или рассеянности, слова остаются в нашем подсознании. Одним словом, этот ученый многое сделал для исследования нафса.

lBZJ8X.jpg

Наш Пророк сказал: «Кто познал свой нафс, познал своего Господа». А психоанализ от начала до конца рассматривает только нафс. Если человек подойдет к психоанализу с этой точки зрения, то перед ним откроется богатая сокровищница. Но этот же психоанализ приводит некоторых к отрицанию существования души и Аллаха. И главной причиной является то, что такие люди не смогли понять, что человек – это единство нафса и высокой души (рух).

Тасаввуф столетиями выполнял ту работу, которую сейчас на Западе возложили на психоанализ. Тасаввуф исцелял больные души. При этом упор делался на обуздание нафса и воспитание высокой души. Нафс подвергался всяческим лишениям, для этого служат пост, уединение, отшельничество, высокая душа (рух) же получала свое пропитание от поминания (зикр). Человек, который воспитывает свой нафс в соответствии с Книгой Аллаха и питает свою душу (рух) поклонением, не может быть одержим психологическими заболеваниями.

Я верю, что правильное понимание психоанализа верующими мусульманами даст им многое. Хотя бы обогатит их знаниями о нафс аль-аммара. Наш Пророк (с.а.в.) сказал: «За знанием идите даже в Китай». В другом хадисе говорится: «Знание – находка мусульманина. Где он его найдет, там и подберет». Психоанализ, конечно же, опасное знание. Об этом мы говорили в 1-й части нашей статьи. Но все же не стоит пренебрегать им.

В одной статье, написанной им под конец жизни, Фрейд признает безуспешность психоанализа для улучшения состояния больных. Это было удивительным для меня. Ведь если человек признает свое бессилие, это может открыть перед ним ворота раскаяния и привести на прямой путь. Но, к сожалению, ни мучения от такой страшной болезни, как рак, ни такое заключение о своем учении, ни признание своего бессилия не спасли Фрейда от безверия – до самой смерти он продолжал писать статьи, подчеркивая свою приверженность атеизму.

Да поможет нам Аллах познать нафс и защититься от его зла! Да даст нам всем умереть с верой! Амин.

Мухсин Ийи

Источник: http://www.islamdergisi.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку