Исламские новости

Фрейд, психоанализ, ислам и тасаввуф (Часть I) 11 Октября 2014

Фрейд, психоанализ, ислам и тасаввуф (Часть I)








Меня всегда интересовал психоанализ. Когда же я узнал, что все, кто в большей или меньшей степени связан с этой областью, как правило, являются атеистами, их вера, как и поклонение, слаба, мой интерес только возрос. Чтобы найти ответ на вопрос: «Почему психоанализ лишает людей веры?», я прочитал все труды Фрейда, а также книги его оппонентов. И эта статья – плод долгих изысканий.

Сначала я хочу обратить внимание на ошибку в самом термине «психоанализ». Ведь в переводе это означает «анализ души». Между тем, Фрейд занимался анатомией не души (рух), а нафса. И в деталях он исследовал самую низшую душу – «нафс аль-аммара», ту самую, которая призывает нас делать дурное. Но что еще можно ждать от того, кто не знал прямого пути? Ведь Фрейд открыто отрицает не только душу (рух), но и Всевышнего. Как мы знаем, душа (рух) – «дыхание» Аллаха. Ее пища – свет и благодать поклонения. И если человек далек от поклонения, его душа ослабевает и гаснет. И такой человек полностью попадает под власть нафс аль-аммара.

И не стоит забывать, что душа никогда не болеет. Мы говорим о болезнях души, но при этом речь идет об извращениях нафса. Когда душа лишается поклонения, она ослабевает, но не заболевает. Нафс же расцветает, показывает все свои болезни. Оказавшись в таком неестественном положении, нафс начинает испытывать трудности в том, чтобы продолжать жить, строить отношения с другими людьми. Так человек становится одержим психологическими заболеваниями.

Фрейд посвятил всю свою жизнь исследованию нафс аль-аммара. Между тем, вырос он в религиозной еврейской семье, с детства был знаком с Торой и ее толкованием – Талмудом. Не следует забывать, что Всевышний Аллах в Торе, как и во всех божественных книгах, подробно разъясняет строение души человека, его внутренний мир. В частности, упоминает, что сын Адама склонен к дурному. Фрейд же все эти усвоенные им в детстве знания перевел в сферу секулярной науки, обогатил их своими наблюдениями и опытами и объявил, что открыл человека заново, в частности, существование у него сознания, предсознания и бессознательного. Между тем, все это – разные стороны нафса.

unnamed.jpg

Фрейд подчеркивал ведущую роль инстинктов, в частности, сексуального. Он утверждал, что если этот инстинкт не получает удовлетворения или им злоупотребляют, то возникают психологические заболевания.

Действительно, основной инстинкт человека – сексуальный. Именно благодаря ему продолжается жизнь. Кроме того, он тесно связан с семьей – той ячейкой, на которой держится все общество. Но Фрейд здесь увидел только одну сторону вопроса. Ведь в человеке есть два разных источника силы – нафс и душа (рух). И если для нафса сексуальный инстинкт столь важен, то для руха он не имеет никакого значения. Если человек пренебрегает божественным законом, то он становится подобным животному, его божеством становятся его похоть. Рух же стремится к возвышенному, жаждет переселиться из этого бренного мира к своей исконной родине. И если человек не насыщает свою душу поклонениями, его нафс получает силу, заболевает. Таким образом, можно утверждать, что Фрейд прав во всем, что говорит относительно роли сексуальных инстинктов для нафса, а религия и тасаввуф дают нам истинные знания о душе (рух). Когда во внутреннем мире человека царствует высокая душа (рух), то, конечно же, и сексуальные инстинкты работают более гармонично. Сексуальные проблемы и извращения возникают у тех людей, которые пренебрегают пищей души (рух) – поклонением.

Конечно же, Фрейд излагает все очень систематично, опирается на такие научные методы, как опыт и наблюдения. Именно научность и логичность его теории и убеждают людей. Но при комплексном подходе к вопросу мы видим, что Фрейд наблюдает ложный мир, мир воображения. Он исследует не человека, а только нафс, и занимается таким безнадежным делом, как спасение человека из болота нафса. Между тем, согласно психоанализу, за пределами этого болота нет надежного клочка суши, на который можно было выбраться. При углублении в психоанализ человек понемногу начинает отвергать душу (рух), а вследствие этого – и Аллаха. Ведь согласно религии и тасаввуфу, у нафса нет веры. Он сотворен полностью в неверии (куфр).

Все религиозные мусульмане справедливо выступают против теории Фрейда, считая его самого врагом веры. Но такой подход является рефлексом. Действительно, Фрейд опасен. Шаг за шагом он подводит человека к безверию, духовному тупику и кризису.

Опасность психоанализа не в том, что он дает ложные сведения о человеке. Его вред в том, что, открывая часть истины, он называет ее полной истиной. Т.е. утверждает, что весь внутренний мир человека ограничивается нафсом, и отрицает душу (рух). Но дело не ограничивается только этим. Называя нафс сутью человека, Фрейд открывает новый путь для зла. Никто не смог нанести такой урон религии, как он. В нем мы видим пример того, как с помощью истины можно привести человека к заблуждению.

Согласно Фрейду, религиозные люди одержимы эдиповым комплексом. Нельзя утверждать, что религия полностью отрицает существование такого рода комплексов у детей. Да, согласно шариату, дети безгрешны. Смысл этого в том, что нафс у них есть, но так как разум их не развит, действия и желания, которые можно истолковать как греховные, у них не записываются. Согласно исламу и тасаввуфу, не то что эдипов комплекс, в каждом человеке потенциально есть все дурные качества, все извращения, все запретное. Поэтому суфии говорят, что человек должен считать себя ниже Фирауна, Немрута, Каруна, т.е. всех тех, кто стал нарицательных примеров грешника и притеснителя. Ведь человек с теми семенами зла, которые есть в его душе, может стать хуже и их.

 Сам же психоанализ наносит сильнейший удар по религии, утверждая, что нафс – это и есть суть человека. А душа (рух) им полностью отрицается. А это сравнимо с тем, чтобы убить человека. Представьте крысу в лабиринте, из которого нет выхода. Крыса идет одним путем – там тупик, идет другим – там то же самое. Выхода нет. Это аналог психоанализа, а также всех других альтернативных ему психологических теорий. Ведь все они рассматривают человека только как нафс, отрицая душу (рух). Поэтому и невозможно душевное исцеление человека с помощью их методов. Ведь нафс успокаивается только тогда, когда душа (рух) становится зрелой и удовлетворенной. А это возможно только в случае, если человек отдаляется от запретного (харам) и предается поклонению.

(Продолжение следует)

Мухсин Ийи

Источник: http://www.islamdergisi.com


Возврат к списку