Исламские новости

Австрийским студентам рассказали о татарах и исламе в России 2 Июля 2014

Австрийским студентам рассказали о татарах и исламе в России










Представители Казанского федерального университета выступили на прошлой неделе в Венском университете с лекциями об исламе в России. Заведующий кафедрой регионоведения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Ренат Беккин и доцент Азат Ахунов приехали в Вену по приглашению австрийских коллег в рамках программы «Европейский Союз и Россия. Перспективы партнерства».

Азат Марсович, расскажите, какие темы были выбраны вами для выступлений в Венском университете, и по какой причине?

Профессор Ренат Беккин выступил перед студентами с докладом «Исламские финансы в немусульманских странах: опыт России». Кроме того, он провел мастер-класс по исламским финансам для студентов университета Граца – второго по величине и значимости города Австрии. Сразу отмечу, что лекция так заинтересовала аудиторию, что несколько человек выразили желание проводить научные исследования по исламским финансам под руководством Беккина.

10012-INNERRESIZED600-600-10515668_790255017673899_1093674648_o.jpg

Лекция профессора Рената Беккина

Что касается меня, то в последнее время я активно занимаюсь изучением современного ислама в Татарстане. Эта тема вызвала интерес австрийских коллег, потому что наша республика является одним из важнейших, передовых регионов Российской Федерации – в какой-то мере маркером, образцом, по которому можно судить о состоянии дел в целом в государстве. Моя лекция называлась «Ислам в Татарстане», но часть времени я уделил рассказу о татарах и истории Татарстана. Что бы мы ни говорили, как бы ни хвалили самих себя – на Западе нас знают все еще плохо, все еще сильны стереотипы о монголо-татарах.

Но моя задача была другой – дать информацию о различных общественно-политических процессах, которые получили развитие в постсоветском Татарстане. И, прежде всего, это касалось вопросов реисламизации, т.е. тех проблем (а проблем было больше), которые сопровождали процесс возвращения татар к своим истокам. И в этом есть большой интерес для исследователя, ведь прошло, казалось бы, совсем немного времени – около двадцати пяти лет, а многое забылось, стало историческим фактом. Остановиться, оглянуться назад полезно любому человеку. Но мало кто хочет заниматься этим. Все рады вновь и вновь наступать на те же грабли, хотя история, как известно, развивается по спирали. Это касается наших политиков и религиозных деятелей. Ну а западных исследователей татарстанская тематика интересовала как пример и образец возможного решения имеющихся в той же Австрии проблем с национальными и религиозными меньшинствами, решения мирным, созидательным путем. В этом плане слушателям было интересно узнать о том, как был преодолен раскол в татарстанской умме в конце 1990-х годов, как решаются вопросы с представителями нетрадиционных течений и др.

Как восприняла аудитория изложенный вами материал, о чем студенты задавали вопросы?

Лекция вызвала большой интерес у студентов и преподавателей Венского университета. Об этом можно было судить по тому, как они внимательно слушали, как конспектировали материал, какие задавали вопросы. Что касается самих вопросов, то они касались тем, которые у всех на устах – это проблема экстремизма, салафизации и ваххабизации российского мусульманского общества, роли стран Персидского залива в деле возрождения ислама в России и в Татарстане, тема русских мусульман-неофитов.

Развернулась дискуссия и по теме так называемого «традиционного ислама», в которой участвовали студенты – выходцы из южных регионов России. Большой неожиданностью для меня стало то, что австрийские коллеги помнили и приводили доводы из высказываний покойного Валиуллы Якупова, с которыми он выступал несколько лет назад на одном из научных мероприятий в Вене.

Что дала поездка в плане преподавательского опыта и что примечательного вы для себя почерпнули?

По роду своей деятельности часто приходится общаться с западными коллегами. Прежде всего, это происходит во время научных конференций, семинаров, стажировок. Поэтому мне хорошо знаком западный стиль подачи материала, что и было использовано в моей лекции.

Традиционный российский метод – это когда лектор начитывает заготовленный текст по бумажке, здесь не проходит. Во-первых, надо уметь устно, живо и с юмором излагать материал, использовать различные визуальные инструменты – презентации, аудио и видеоматериалы. Студенты на Западе избалованы предложением, имеют право выбора, не привязаны к учебному плану и расписанию – в целом свободны и раскрепощены. Они выбирают предмет и лектора, которые им интересны, исключая небольшой обязательный блок. В этих условиях преподавателям приходится конкурировать между собой и в результате побеждает сильнейший, т.е. наиболее профессионально подготовленный человек, умеющий изложить свой материал просто и доступно. И в этом отношении нам предстоит еще многому научиться.

Были ли какие то предварительные соглашения о сотрудничестве с коллегами из Австрии? Стоит нам ожидать встречного приезда их лекторов в Татарстан?

Перед нашим вузом поставлена задача попасть к 2020 году в топ ста ведущих университетов мира. Поэтому большую роль играют совместные проекты – международные магистратуры и аспирантуры, привлечение профессоров с мировым именем для чтения лекций в Казанском университете, стажировки студентов и преподавателей за рубежом. Кстати, все расходы по нашему пребыванию в Вене были оплачены австрийской стороной. Есть большая заинтересованность со стороны австрийских вузов развивать сотрудничество с Татарстаном в области различных вопросов исламоведения. Идут переговоры об открытии совместной магистратуры по исламскому праву, в следующем семестре в наш вуз должен прибыть профессор из университета Граца, который занимается этой тематикой. Сотрудничество только началось, первые шаги сделаны. Остается надеется, что политические и иные катаклизмы не помешают начатым проектам.

islamreview.ru


Возврат к списку