Исламские новости

Мешает ли богатство жить просто? 27 Июня 2014

Мешает ли богатство жить просто?

Мне интересно, какой дом был бы у Посланника Аллаха, какая машина, если бы он жил в наше время. Ведь он, если уместно так сказать, был главой государства. И был бы у него дома только диван и стол? Каков идеал в этом вопросе? Как следует понимать хадис: «Аллах бывает доволен, когда видит на Своих рабах блага, которыми Он их одарил»?

Вопрос: Мой вопрос касается «простой жизни». Мне 28 лет, женат 8 месяцев. Сейчас очень распространено такое явление, когда богатые выплачивают «закят скупцов» (т.е. только положенный минимум), при этом украшают свои дома шторами и коврами стоимостью несколько тысяч лир, носят дорогие одежды и украшения. Гостиная в нашем маленьком доме, в которой только один диван и стол, вызывает нарекание со стороны наших друзей мусульман. По их словам, сейчас не время «простой жизни». И если жена носит платок дешевле 50 лир, это является символом того, что муж ее не смотрит… Между тем, мне все это кажется излишним. И я, и моя супруга закончили престижные институты, и вероятно, несколько лет спустя будем зарабатывать достаточно денег и займет достойное положение в обществе. Но когда я вижу все эти искажения, то начинаю бояться статуса и богатства. Ведь доктор наук/инженер должен иметь соответствующий дом и машину. Так же он должен соответствующим образом одеваться. Хотя во многих частях исламского мира царит бедность и разруха, я не могу понять, почему мусульмане в нашей стране одержимы богатством и показухой. Мне интересно, какой дом был бы у Посланника Аллаха, какая машина, если бы он жил в наше время. Ведь он, если уместно так сказать, был главой государства. И был бы у него дома только диван и стол? Каков идеал в этом вопросе? Как следует понимать хадис: «Аллах бывает доволен, когда видит на Своих рабах следы тех благ, которыми Он их одарил»?

Ответ: Ваши слова верны. Это то, что должен сказать мусульманин. Это и есть идеал. Здесь нечего возразить. Что же касается практической стороны вопроса, то хочу напомнить вам следующие принципы. Надеюсь, они будут полезны для вас и нас:

1. Что ни есть в этом мире, все это, кроме отнесенного к категории запретного (харам), создано для использования человеком.

2. Ислам не является религией бедности, и мусульмане не обязаны быть аскетами. Наоборот, Ислам – это религия, совместимая с мирской жизнью. Поэтому нам не запрещено пользоваться благами этого мира. Нет такого правила, чтобы мусульманин жил, имея один матрас и подушку. Да, в эпоху нашего Пророка (с.а.в.) нищета была распространенным явлением. Мы можем задать вопрос: «Какой образ жизни он вел бы в нашу эпоху?» Тут следует напомнить: в эпоху, очень близкую ко времени жизни нашего Пророка (с.а.в.), спустя 20 лет после его смерти сахабы, завоевав огромные территории, стали обладателями мирских благ, разбогатели. Но никто из них не стал выступать с предупреждением: «Что бы сделал Посланник Аллаха (с.а.в.), если бы увидел вас?» Если человек выплачивает закят и не отдаляется от Аллаха, то обладание богатством и обширными возможностями не представляет для него опасности.

Zenginlik-Sansa-mi-Baglidir.jpg

3. «Разве не лучше отдаляться от более роскошных мирских благ?»

Да, такой вопрос можно поставить. Можно даже сказать: «Лучше отдаляться, даже если они и нейтральны (мубах)». С точки зрения религии такая позиция не предосудительна. Это называется «воздержанностью» – зухд. А воздержанность (зухд) – это преисполненная богобоязненности жизнь, которой следует отдавать предпочтение. Это нужно признать.

Но мы не должны такой образ жизни называть обязательным. Если вы хотите сказать, что мирские блага связывают нас по рукам, и если мы откажемся от них, то станем более религиозны, то могу напомнить следующее. Пока мы живем в этом мире, шайтан строит ловушки для нас. И чем дольше мы живем, тем больше для нас риска попасть в такую ловушку. Значит, нам надо просить у Аллаха, чтобы он сократил нашу жизнь? Ведь если мы скорее умрем, то быстрее получим возможность сбежать от ловушек шайтана. Насколько нелогично и неуместно это заключение, настолько же неуместно жить, имея средства и при этом ограничивая себя. В таком случае, следует выбирать самые дешевые продукты, отказаться от врачей, выступать против операций. А это уже ошибка.

4. В качестве заключения мы можем сказать следующее:

Мусульманин может пользоваться всеми благами этого мира – от достижений современной технологии до красот природы. Отказываться от дарованных нам благ Аллаха, если они дозволены и не несут вреда нашей вере, бессмысленно. Мусульманин должен быть богатым. Даже самым богатым. Надо быть богатым, как Карун, но не превращаться в Каруна. Следует понять, что какой бы образ жизни мы не вели – жили как богачи или нищие, испытания нам не избежать. И если жить бедно, это не значит, что испытание будет легче. Нелегко в этом мире ни богатому, ни бедному. Испытание – это испытание, и какая разница, несешь ли ты килограмм железа или килограмм ваты?

5. Я бы посоветовал изменить среду, которая привела вас к таким выводам. Если надо отказаться от книг, которые вы читали, собраний, которые посещали, сделайте это. Ваша нынешняя позиция может привести вас к двум крайностям. Первое – вы лишитесь многих друзей и близких, критикуя всех и вся. Второе – вы, как и многие о вас, увлечетесь роскошью еще более чем те, кого вы сейчас порицаете. И ваши сегодняшние слова покажутся вам смешными. А это тоже напрасная трата жизни. Я посоветовал бы вам придерживаться золотой середины. Да сохранит вас Аллах!

Салям аляйкум.

 

Нуреддин Йылдыз

Источник: www.fetvameclisi.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку