Исламские новости

Ибн аль-Хайтам – мусульманский ученый, основавший научный метод 16 Июня 2014

Ибн аль-Хайтам – мусульманский ученый, основавший научный метод

Как бы ответили на вопрос о том, кто является родоначальником современного научного метода? Исаак Ньютон или, может быть, Галилей? Или Аристотель?

Очень многие студенты, изучающие историю науки, вероятно, ответили бы, Роджер Бэкон. Английский ученый и монах, основоположник оптики в 13 в., он в мельчайших деталях описал повторяющийся цикл наблюдения, гипотезы и экспериментирования в своих трудах, а также необходимость проведения независимой проверки своей работы.

Но если копнуть немного глубже и взглянуть в прошлое, вы обнаружите нечто, что может вас удивить: истоки научного метода восходят не к западному, а к исламскому миру. Примерно за 250 лет до того, как Роджер Бэкон установил необходимость экспериментального подтверждения результатов своих исследований, арабский ученый Ибн аль-Хайтам говорил о том же самом.

О жизни Ибн аль-Хайтама известно очень мало. По мнению историков, он родился около 965 г. - в период, известный как Золотой век арабской науки. Его отец был государственным служащим, поэтому молодой Ибн аль- Хайтам получил хорошее образование, которое, несомненно, привило ему страсть к науке. Он также был набожным мусульманином, считавшим, что бесконечный поиск истины этого мира сможет приблизить его к Богу. Примерно в начале 11-го века он переехал в Каир (Египет). И именно там он написал свой самый известный труд.

В то время преобладала точка зрения, согласно которой человек видел то, на что падал свет, излучаемый его глазами. Согласно теории излучения, сторонниками которого были такие почитаемые мыслители как Евклид и Птолемей, в основе зрения лежал принцип излучения глазами света - наподобие принципа работы фонарей. Однако Ибн аль-Хайтам так не считал. Если свет исходит от наших глаз, рассуждал он, тогда почему мы испытываем боль, когда смотрим на солнце? Данный факт подвигнул его на исследование свойств света, являющихся объектом изучения оптики.

В 1011 Ибн аль-Хайтам по распоряжению властного халифа был помещен под домашний арест в Каире. Именно уединение, хотя оно и было нежелательным, оказалось необходимым для Ибн аль-Хайтама для исследования природы света. В течение следующего десятилетия Ибн аль- Хайтам доказал, что свет распространяется только по прямой линии, объяснил принцип работы зеркала и выдвинул утверждение, согласному которому световые лучи могут преломляться при прохождении через различные среды, такие как, например, вода.
Но Ибн аль-Хайтам не был удовлетворен разъяснением этих теорий только для себя, он хотел, чтобы и другие узнали о его результатах его исследований. Плодом его многолетнего одиночного труда стала работа «Книга оптики», в котором его методы разъяснялись в той мере, в которой они подтверждали его идеи. Любой, кто прочтет эту книгу, будет знать о том, как повторить каждый из экспериментов, выполненных Ибн аль-Хайтамом.

"Его посыл можно сформулировать как «Не верьте мне на слово. Попробуйте сами», - заявил на канале BBC4 Special профессор теоретической физики Университета Суррея Джим Аль- Халили.

«Я воспринимаю это как момент, когда Наука сама обретает жизнь и сама по себе становится областью знаний», - добавил он.

Ибн аль- Хайтам был не только одним из тех, кто опирался в своих исследованиях на научный метод, но он также был также основоположником критического мышления и скептицизма.

«Обязанностью человека, занимающегося исследованием трудов ученых и поставившего цель познать истину, является неприятие всего прочитанного  и ... полное сомнение в его правдивости», - писал он. "Он также должен все подвергать сомнению в процессе выполнения критического анализа для того, чтобы не оказаться в плену своих предубеждений или снисходительности». Медленное, но верное движение вперед заложено в самой природе науки. Таким же образом, научный метод, являющийся его движущей силой, появился не в одно мгновенье, а медленно формировался и проверялся на протяжении многих поколений, пока не стал похож на механизм для совершения открытий, который мы используем по сей день. Ибн аль- Хайтам, вполне возможно, был первым, кто разработал первые «шестеренки» этого механизма, чтобы уже через сотни лет другие великие мыслители смогли собрать их в готовом виде.

Источник: www.realclearscience.com

Перевод Азата Хурматуллина специально для Исламского портала


Возврат к списку