Исламские новости

Что значит любить Аллаха? 23 Декабря 2013

Что значит любить Аллаха?

Священный Коран говорит нам, что Аллах сильно любит тех, кто верит в Него. Глубина этой любви прямо пропорциональна силе веры мусульманина в своего Господом и обратно пропорциональна тому, насколько верующий чувствителен к трудностям, с которыми он сталкивается в жизни. Это означает, что верующий сможет вытерпеть тем больше трудностей, чем больше его любовь к Аллаху, и наоборот.

Это состояние можно уподобить состоянию женщины, которая имеет огромное желание стать матерью, и ради этого готова перенести любые трудности. Она готова носить ребенка внутри себя в течение девяти месяцев, страдая от разных недомоганий, таких как боли в спине и утренняя тошнота. Тем не менее, женщина терпит все это, потому что в будущем хочет стать матерью. Она также знает о возможности того, что роды могут сопровождаться разными осложнениями, которые могут привести к страданиям. Женщина знает и то, что может быть что-то не так с ребенком. Кроме того, она понимает, что в течение первых нескольких лет ей придется полностью посвятить себя ребенку, жертвуя отдыхом и едой ради него. Тем не менее, ее сильное желание стать матерью и любовь к ребенку затмевает все это и делает это бремя легким для нее.

Как видно из этого, любовь облегчает боль в такой степени, что мы даже не рассматриваем бремя как трудность или неудобство. Кроме того, все трудности, будь они физические, финансовые или какие-то другие, становятся легкими для верующего, когда он имеет в своем сердце любовь к Аллаху. Кроме того, истинный верующий даже жаждет идти на жертвы ради Аллаха и готов пожертвовать самое ценное для него, свою жизнь, ради Господа, Который и благословил его этим даром. Но печальная истина заключается в том, что мы неправильно поняли, что значит истинная любовь к Аллаху в наших сердцах, и были небрежны в исполнении наших обязанностей по отношению к нашему Творцу.

 

Степени любви

Самая низшая  степень любви к Аллаху достигается простым повторением Слов свидетельства (калима аш-шахадат). Те мусульмане, которых мы можем назвать непокорными, являются, по крайней мере, мусульманами по названию и обрели минимальную степень любви, связанную с этим статусом. Однако даже непокорный и грешный верующий никогда не потерпит никаких оскорблений Аллаха, хотя при этом может терпеть поток оскорблений, направленный на него самого. Таким образом, человек обретает вкус любви к Аллаху, когда произносит Слова свидетельства.

Еще одним важным понятием для верующего является сила (шадда) любви. Сила или увеличение любви к Аллаху достигается за счет праведных дел и поминания (зикр) Аллаха, прямо пропорционально завися от них. Удивительным является и то, что границ этой любви нет. Сильной любовью к Всевышнему наполнены друзья Аллаха (аулия), и она излучается каждой частью их тела и души.

Ничто не кажется сложным и обременительным тому, кто обретает эту высокую степень любви. Намаз для него отныне не бремя, а источник огромной радости. Если любителю мороженого предлагают на выбор разные виды этого лакомства и при этом говорят: "Пожалуйста, возьми на себя труд съесть все это!", это звучит смешно. Далеко не считая это бременем, этот человек любит мороженое и рад любой возможности отведать его. Таков и пример влюбленного в Аллаха и того, как он воспринимает повеления своего возлюбленного Господа.

 

Три типа любви

Можно выделить три вида любви.

Ишк аз-зати (любовь к человеку): Когда человек влюблен в другого человека, он не видит недостатки возлюбленного, любовь делает его слепым и глухим. Влюбленный не обращает никакого внимания на любые негативные сообщения о том, кого он любит, потому что одержим любовью.

Один правитель велел своему слуге привести к нему самого красивого мальчика в стране, и слуга покорно пошел домой и привел своего смуглого и худенького сына. Правитель сказал: "Я велел тебе привести ко мне красивого мальчика!" Тогда слуга ответил: «Нет никого красивее в моих глазах, чем мой сын".

Лейла (по-арабски «ночь») получила такое имя потому, что была смуглой, как ночь, и не очень-то красивой, но даже при этом Маджнун был безумно влюблен в нее. Правитель того времени пожелал увидеть Лейлу, о которой он так много слышал. Когда ее привели к нему, правитель увидел, что она совершенно обычная. Он заметил: «Ты не отличаешься от любой другой женщины». Лейла улыбнулась и ответила: "Вы не видите меня глазами Маджнуна".

Человек, таким образом, полностью пленен объектом своей любви и желания и не обращает внимания на все его недостатки. Он останется верен своей любви, даже если возлюбленный ругает его, бьет или отвергает – так сильна его любовь.

Ишк ас-сифати (любовь ради какой-то черты): эта любовь не такая сильная, как та, о которой говорилось выше. Ишк ас-сифати подразумевает любовь ради прекрасного характера возлюбленного, его хороших привычек и приятных манер. Но эта любовь существует только до тех пор, пока существуют эти хорошие качества, и поэтому относительно слаба.

3) Ишк аль-ахсани (любовь как ответ на благосклонность): это самый слабый тип любви, так как лицемерен по своей сути и существует лишь постольку, поскольку возлюбленный продолжает выказывать благосклонность к тому, кто утверждает, что любит его.

У нас есть только этот третий вид любви к Аллаху. Мы любим Его, так как Его милость к нам обширна, но эта любовь дает сбои, как только нас настигает хоть малейшая трудность. Небольшое несчастье или теснота заставляют нас халатно относиться к намазу. Если мы испытываем хоть какие-то финансовые трудности, мы начинаем меньше посещать мечеть, потому что считаем необходимым работать дополнительные часы. Вот почему эта любовь самая  слабая – ведь она исчезает при малейших нарушениях в отношениях.

Мы все должны стремиться перейти от этой слабой форме любви к самой сильной – ишк аз-зати, когда счастье и горе становятся едины. Ничто не может нарушить узы любви в таких отношениях, и это самый сладостный уровень любви. Это наше истинное призвание, с помощью которого мы начинаем следовать пути шариата и сунны не только легко, но и преисполненные желания.

 

Признаки любви к Аллаху

Как только мы сделаем Аллаха и любовь к Нему первостепенными по значению для нас, то все наши трудности покажутся нам несущественными, и для нас откроются новые возможности. Все это можно обрести, повинуясь повелениям Аллаха, посещая мечеть и полностью предоставив себя Творцу. А истинную ценность этого мы сможем понять только в будущей жизни.

unnamed (3).jpg

Любовь, поистине, удивительна. Ходжа Гулам Фарид (да смилуется над ним Аллах) был суфием, великим ученым своего времени и поэтом. Ниже приводится отрывок из одного его известного стихотворения:

Ничто не привлекает меня, только «Алиф» в слове «Аллах».

 Если «Алиф» захватил мое сердце, что для меня «Ба» или «Та»?

 Мы взяли на себя обязательство в День обещания, как же мы можем сейчас повернуть назад?

Никогда я не откажусь от моей любви, которая забрала у меня сердце для поминания Аллаха.

Теперь каждый день я вижу моего Возлюбленного в новом свете, красивее с каждым разом.

Это действительно слова человека, в сердце которого существует истинная любовь.

Собрания, на которых поминают Аллаха, очищают наши сердца так же, как стирка грязную одежду. Весь день мы утомляем себя погоней за ложными благами этого мира и должны прилагать усилия, чтобы отвести, по крайней мере, некоторое время для поклонения и поминания нашего Господа.

Аллах так милостив, что устремляется к тому, кто делает только один шаг на пути к Нему. Стоит иметь в виду, что если мы регулярно приходим в мечеть, то это знак того, что Аллах принял наши намерения и старания сделать это. Примером этого является то, что я могу терпеть грубого гостя один или два раза, но я никогда не сойду с моего пути, чтобы пригласить его к себе домой. Разрешение на посещение мечети точно также ограничено, являясь прерогативой только тех, кого Аллах желает видеть в Своем доме. Таким образом, наше регулярное посещение мечети и наша привязанность к дому Аллаха являются признаком того, что Аллах доволен нашими усилиями.

Священный Коран говорит, что мечети заполняются теми, кто верит в Аллаха и в день, когда люди встретятся со своим Господом. Поэтому возможность посетить мечеть действительно великое благословение.

Те, кто не пришел в мечеть, несчастливы, потому что лишились тех благословений, которыми осыпаны поклоняющиеся здесь. Конечно, люди имеют обязательства, связанные с работой и семьей, а некоторые имеют действительно уважительную причину из-за болезни, но мы должны пойти на определенные жертвы, чтобы быть включенными в число тех, кого Аллах пригласил к Cебе домой. Мы все должны просить Аллаха, чтобы быть включенными в число этих счастливых душ, а это совсем не трудно для Него.

Когда президент Джонсон посетил Пакистан, он поехал на рикше, и это ему так понравилось, что он устроил для рикши поездку в Америку. Обычный рикша, который даже не мог говорить по-английски и с которым никто не считался, получил возможность посетить Америку. Почему? Не потому, что он сделал что-то особенное, а потому что Джонсон проникся симпатией к нему и к его повозке. Таким же образом мы ничего не заслуживаем, и Аллах благословляет нас из Своих благ только по Своей милости.

Пусть Аллах вдохновит нас, даровав силу исполнять наши обязательства, и пусть дарует нам привязанность к мечети и наполнит наши сердца любовью к Нему и тоской по Нему. Амин.

Зульфикар Ахмад

Источник: www.tasawwuf.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку