Исламские новости

6 Великих людей, принявших Ислам 23 Декабря 2013

6 Великих людей, принявших Ислам

Династия Бармакидов (7-10 вв.)

Бармакиды были родом буддистских управленцев из города Балх, расположенного на территории современного Афганистана. После завоевания этих земель в середине 7 в. Оммейядским халифатом, Бармакиды принимают ислам. После Аббасидской революции в 750 г., Бармакиды приобретают славу талантливых руководителей. Они, в отличие от Аббасидских халифов, обладали многовековым опытом управления огромным бюрократическим аппаратом Персидской империи.

Занимая должности  визирей (министров), они оказали большое влияние на формирование империи в конце 8-го века. Особое влияние имел Яхья ибн Халид аль-Бармаки. Он был назначен воспитателем и наставником молодого Харуна ар-Рашида, ставшего впоследствии халифом, период правления которого известен как золотой век династии Аббасидов. Под его наставничеством  Харуну аль-Рашиду удалось установить мир с соседними империями, обеспечить стремительный экономический рост, взять под покровительство ученых, а также создать инфраструктуру, которая могла конкурировать с инфраструктурой Древнего Рима. Таким образом, в целом род Бармакидов оказал огромное влияние на политическую модель мусульманского мира, который сохранялся на протяжении многих столетий.

 

Берке хан (? -1266)

Будучи внуком великого монгольского завоевателя Чингисхана, Берке хан был важной фигурой в монгольском мире в середине 13 в. Так же, как и другие монголы, он изначально практиковал форму языческого шаманизма. В качестве предводителя монгольской армии он был отправлен в горы Северного Кавказа и в Восточную Европу с целью победить и подчинить тюркоязычных племен – кыпчаков. В итоге со своей армией он сумел добраться  до Венгрии.

Армия Хулагу Хана атакует Багдад.jpg

После вторжения в Восточную Европу, возвращаясь  к своей родине, он остановился в Бухаре, где он общался с местными мусульманами об их убеждениях. В итоге он поверил в миссию Ислама и стал первым монгольским лидером, принявшим ислам. После его обращения в ислам, многие из солдат в его армии последовали за ним, также приняв ислам. Это привело к напряженности в их отношениях с другими монгольскими войсками, которые продолжали грабить мусульманские земли, в том числе древнейшую столицу Аббасидов – город Багдад.

После того, как Берке хан узнал о том,  что в 1258 году Багдад был разграблен его двоюродным братом  Хулагу, он поклялся отомстить ему, заявив: "Он ( Хулагу ) разграбил все города мусульман  и стал причиной гибели халифа. С помощью Бога я призову его к ответу за несправедливо пролитую кровь». Объединившись с Султанатом египетских мамлюков, Берке удалось противостоять армии Хулагу и предотвратить масштабное вторжение (и разрушение ) уцелевших мусульманских земель в Египте, Сирии и Хиджазе.

 

Заганос-паша (? -1461)

Будучи по происхождению либо греком, либо албанцем (точное происхождение неизвестно), Заганос-паша еще в детстве попал в элитный Янычарский корпус Османской империи. Как и другие янычары, он обучался  исламу, гражданскому делу и военному искусству. Вскоре он был назначен в качестве наставника и советника молодого Мехмеда II, который впоследствии стал седьмым султаном Османской династии.

Когда Мехмед стал султаном, он назначил Заганос-пашу своим вторым визирем. Заганос-паша являлся советником по всем государственным вопросам, в частности, связанным с осадой и завоеванием Константинополя в 1453 году. Во время осады ему было поручено командование армией, расположенной к северу от города, и его войска были в числе первых, кому удалось захватить часть легендарных стен Константинополя. До наших дней его наследие сохранилось в виде многочисленных построек, в том числе мечетей, благотворительных столовых и общественных бань  в его родном городе Балыкесир, а также в Эдирне.

 

Ибрахим Мутеферрика (1674-1745)

Распространенным обвинением в адрес Османской империи было то, что она была интеллектуально неразвитой и не приемлющей какие-либо новшества империей. Принявший ислам венгер Ибрагим Мутеферрика полностью противоречил этой идее. Он был османским дипломатом, которому удалось установить тесные отношения между Османской империей и Францией и Швецией. В результате своей дипломатической деятельности он перенял европейские идеи Ренессанса и повсеместного использования печатного станка.

unnamed3.png

Вернувшись в Стамбул, он запустил печатный станок, на котором были изданы атласы, словари и религиозная литература. Среди изданных им работ был атлас мира, сделанный знаменитым географом Катибом Челеби, который изобразил весь известный к тому времени мир с невероятной детализацией и точностью. Помимо издания книг, Мутеферрика также написал труды по таким областям науки как история, теология, социология и астрономия.

 

Александр Рассел Уэбб (1846-1916)

В конце 19 века в Америке  журналистика начинает стремительно развиваться в качестве эффективного и влиятельного инструмента воздействия на публику. Одним из тех, кто способствовал подъему журналистики, был Александр Рассел Уэбб. Он был начитанным журналистом, и, будучи в сомнениях относительно своего христианского вероубеждения, начал активно изучать другие религии. Особенно заинтересовал его ислам. Когда в 1887 году по распоряжению Госдепартамента США он был направлен на работу в американском посольстве на Филиппинах, он получил возможность начать переписку с мусульманами Индии об исламе.

Несмотря на то, что его ознакомление с исламом первоначально происходило через членов нетрадиционного (и, попросту говоря, неисламского ) движения Ахмадийя, в конце концов он смог найти путь к традиционному исламу. После этого он продолжил посещать разные страны исламского мира, изучая ислам и встречаясь с учеными. В 1893 году он ушел со своего поста в Государственном департаменте и вернулся в Америку. Вернувшись в Соединенные Штаты, он опубликовал множество книг об исламе и основал исламскую газету с целью донести до американского общества знания об исламе. В первые десятилетия 20-го века он продолжал активную деятельность по распространению ислама в Соединенных Штатах, при этом даже будучи назначенным султаном Абдулхамидом II на пост почетного Османского консула. Он умер в 1916 году и был похоронен за пределами Рутерфорда (Нью- Джерси).

 

Малкольм Икс (1925-1965)

unnamed - копия.jpg

В отличие от других представителей в данном списке, Малколм Икс вряд ли нуждается в особом представлении. В начале своего жизненного пути он пытался найти свое место в жизни. Он рано бросил школу, постоянно попадал в неприятности, и, в конечном итоге, в 1946 году оказался за решеткой. За 8 лет, проведенных в тюрьме, он проникся идеями «Нации Ислама» - псевдо-исламской группой, основанной в начале 1900-х годов на основе идей превосходства черной расы над белой. После освобождения из тюрьмы в 1952 году он встретился с «пророком» «Нации Ислама» Элайджей Мухаммадом и стал последователем этой группы.

Благодаря своему красноречию и удивительному интеллекту, Малкольм Икс быстро поднялся по служебной лестнице «Нации Ислама», став к середине 1950-х годов лидером этой группы. Поскольку все происходило в эпоху американского движения за гражданские права, Малкольм  стал одним из главных публичных фигур в Америке, выступающих за равные права для афроамериканцев. В отличие от другого великого лидера Мартина Лютера Кинга, Малкольма Икс был убежден, что черные люди должны противостоять – при необходимости даже жестокими способами - правительственному гнету.

К концу 1950-х годов Малкольм Икс начал замечать определенные недостатки в идеях и учении движения «Нации Ислама». Он покинул движение и начал путешествие по мусульманским странам с целью познать истинный ислам. В 1964 году он отправился в хадж, затем посещал мусульманские и африканские страны. В этот период он принял истинный ислам и вернулся в Америку с твердой убежденностью распространять ислам среди афроамериканского населения. Его публичные выступления в поддержку ислама и против «Нации Ислама» привели к тому, что он нажил себе много врагов из своих старых союзников, особенно когда многие из его сторонников начали покидать это движение, переходя на сторону истинного ислама. В результате в  1965 году он был убит от рук бандитов «Нации ислама». Несмотря на то, что его жизнь в  качестве мусульманина была короткой, он обладал огромное авторитетом и до сих пор продолжает быть символом для американских мусульман и борцов за права человека в Соединенных Штатах.

Перевод Азата Хурматуллина специально для Исламского портала


Возврат к списку