Исламские новости

Религиозные авторитеты, государство и революции 15 Ноября 2013

Религиозные авторитеты, государство и революции

Последние события в Египте, Сирии и Тунисе, как и происходившие до этого в Ираке, Судане, Пакистане, Иране и Турции, указывают на борьбу, развернувшуюся между религиозными авторитетами и государством. На повестку дня подняты такие вопросы, как требования к религиозным авторитетам в современную эпоху, национализм и государство в доколониальную и постколониальную эпохи,  роль религиозных институтов в современных монархических государствах. Еще более серьезной проблемой являются споры и личные нападки алимов друг на друга, что является показателем уменьшения роли религиозных лидеров, их положения в обществе и уважения к ним.

Алимы оказались втянуты в политическую борьбу. Но эта та сфера деятельности, к которой они не подготовлены, они не имеют качеств, позволяющих им в ясной и понятной форме давать какие-то ответы на возникающие здесь вопросы. Всего лишь отсылка к классическим трудам только еще более запутывает проблемы. История оказывается втянутой в современные споры, превращаясь, таким образом, в орудие, позволяющее формировать какие-то претензии по актуальным вопросам.

Разногласия, существующие в отношении Египта и Сирии между суннитскими религиозными структурами, и противоречивые фетвы – еще более серьезная проблема. Она показывает на явное интеллектуальное и структурное разделение на самом высоком уровне между религиозными деятелями.

Пока самым очевидным фактом остается потеря авторитета религиозными деятелями. События формируют высказывания алимов. Между тем, какова должна быть роль? Должны ли они поддерживать свержение законно избранного главы государства? Кто должен определять интересы общества? Если муфтии назначаются государством, влияет ли это на их фетвы, смягчает ли их?  Кто относится к легитимным алимам? Если они назначаются государством, как это отражается на действительности их правовых заключений?

ОСЛАБЛЕНИЕ  АВТОРИТЕТА СУННИТСКИХ СВЯЩЩЕНОСЛУЖИТЕЛЕЙ И АЛИМОВ

Эти и похожие вопросы очень важны и указывают на глубокий кризис среди суннитских ученых, которые оказались в беспомощном положении и не в силах дать действенный ответ на вызовы современности. Для рядового наблюдателя это может показаться новым явлением, но более пристальный взгляд определяет систематическое падение авторитета религиозных ученых. Авторитет религиозных ученых серьезно пострадал в эпоху колониализма, когда их деятельность была ограничена двумя областями: права человека и наследственное право. Результатом этого стал систематический регресс и превращение в окаменелость исламского права и того, что оно охватывало.

Право является своего рода плодом социальных, политических, экономических и культурных потребностей общества. Кроме того, определение всякого рода антиправительственных выступлений как незаконных стало видеться в качестве меры, призванной предотвратить будущие кризисы.

Запрет и логика, стоящие за ним, были весьма здравы. И пока авторитет религиозных лидеров был высок, социальный строй сохранял свою стабильность. Государство предоставило алимам власть над законами. Такое разделение власти за некоторым исключением весьма успешно продолжало существовать до начала XIX века. Но в ХХ веке положение в корне изменилось. Падение авторитета религиозных институтов стало особо явственным после крушения Османской империи, конца концептуализации принятых в исламском мире классических и домодерничестичских методов правления и возникновения в исламском мире национальных государств.

Многие факторы способствовали падению авторитета исламских ученых, но самыми действенными из них были вражда в рядах самих религиозных структур и появление несвязанных с государством актеров, рвущихся восполнить образовавшуюся пустоту и создать новый авторитет.

ПОЯВЛЕНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ АКТЕРОВ

Для того, чтобы контролировать колониальные страны, ограничить их и выносить решение были созданы племенные суды. Они получили поддержку для того, чтобы показать превосходство «западной» эпистемологии над отсталым, лишенным динамики традиционным исламским правом и обеспечить продвижение колониальных проектов, не вступая в конфликт с местным правом. Этот институт породил тип религиозных лидеров, которые, не бросая вызов, принимали ограниченность действия исламского права и сферу его деятельности. В постколониальную эпоху этот тип лидеров глобализировался.

Другая часть мусульманского мира пыталась дать свой ответ на это, создав заново постулат о религиозном авторитете, используя инструменты суфизма. Она пыталась сохранить общую идентичность с помощью этих инструментов. В большей части мусульманского мира в борьбе с колониализмом выдающуюся роль сыграли суфийские тарикаты. И хотя со временем все это приобретало все более символический характер, тарикаты смогли весьма успешно сохранить свою точку зрения на то, чем должен являться религиозный авторитет.

ezher-alim.jpg

Другие попытки создания концепции религиозного авторитета, сконцентрированные на новом толковании существующих источников, констатации существования проблемы, одно время определяемой как «слепое подражание» (таклид), и преодолении проблем, охвативших «традиционных» священнослужителей и ученых, оказались безуспешными. Это способствовало возникновению модернистических движений типа «Ихванов», «Джамааат аль-ислам», «Танзим аль-ислам» и др. С другой стороны, существуют и модернистические буквалисты салафитского и ваххабитского толка. В обоих случаях это попытки воссоздать потерянный авторитет священнослужителей и религиозных ученых и их историческую роль в делах государства.

СОВРЕМЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫЙ АВТОРИТЕТ

Современные национальные государства исламского мира, воспользовавшись перечисленными выше методами, в разное время сумели использовать религиозный авторитет для подкрепления своей легитимности.

В этом смысле религиозный авторитет в современном национальном государстве имеет определенную функцию и создается на основе национальных интересов как некая национальная структура. Это привело к захвату вакфов – независимых источников материальных средств, включение их в оборот государственного бюджета, к связям между религиозными деятелями и государством и изменениям социально-политического и экономического статуса религиозных деятелей. За короткое время религиозные деятели как класс из избранной группы в социально-экономической структуре общества превратились в обнищавшее сообщество, занятое борьбой за приобретение чего-либо в принадлежащих государству благотворительных организациях или у дверей министерств по делам религии. Кроме того, когда источники оскудели настолько, что перепадали только капли, деятельность религиозных ученых упростилась настолько, что вместо просвещения, исследований и критики, они сосредоточились на изучение некоторых избранных текстов, имея целью сохранить хотя бы их.

Стали все громче слышны призывы отделить государство от религии, но последние события в мусульманском мире способствовали созданию более явственных и крепких по сравнению с несколькими годами ранее связей между государством и религией. Такие события, как поддержка шейхом Аль-Азхара свержения Мурси привели к тому, что с новой силой вспыхнули споры об авторитете религиозных деятелей и их роли в современной политической риторике. Когда к шейху Аль-Азхара, который выступил с критикой использования «Ихванами» Ислама в политических целях, присоединились и лидеры коптов, это сделало еще более запутанным вопрос о связях между религией и государством.

Гораздо важнее то, что государство почувствовало нужду в религиозном авторитете для представления разумным убийства людей, участвующих в антиправительственных выступлениях. Ибо одной только власти государства недостаточно для обеспечения легитимности того или иного действия. В этом случае государство снова обратилось к религиозному авторитету, чтобы подкрепить свою программу.

Корень проблем, с которыми лицом к лицу столкнулись мусульмане, в потере авторитета священнослужителями и религиозными учеными и в отсутствии религиозного согласия в исламском мире в очень важный период истории. Результатом активного участия религиозных деятелей во всякого рода телевизионных передачах и обсуждения ими людей, участвующих в демонстрациях, стало уменьшение понимания смысла религии.

Религиозные ученые – наследники пророков. И когда они погрязли в болоте политических разногласий, это способствовало тому, что многие люди перестали понимать скрытый в Исламе смысл как живую традицию и видеть цель. Если те, кто должен быть предводителями, сами пребывают в растерянности, то действительность кажется еще более мрачной, чем есть.

Хатам Базиан

Источник: www.aljazeera.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку