Исламские новости

Необходимость борьбы с постмодернистическими западными интерпретациями показывает, что алимы нужны нам как воздух 4 Марта 2013

Необходимость борьбы с постмодернистическими западными интерпретациями показывает, что алимы нужны нам как воздух

Моя статья "Исламистские движения не взращивают ученых" вызвала живую реакцию. Одни критиковали статью, другие защищали джамааты. Мне даже представили пространное объяснение того, почему нурсисты не занимаются подготовкой ученых. Но, в конце концов, все оппоненты были вынуждены согласиться со мной в том, что исламисткие движения не взращивают алимов.

Мы отнюдь не испытывает восторга, касаясь этого больного вопроса. Мы только поделились нашими опасениями, надеясь, что на эту тему обратят внимание.

Некоторые читатели, называя тех или иных активных проповедников, подготовленных джамаатами, говорили мне: "Разве не их взрастил джамаат?". Кажется, наше понимание того, кто такой ученый, алим, несколько отличается. Мы использовали слово "алим" в том смысле, в каком оно используется в исламской классической литературе.

Под "алимом" мы понимаем человека, который способен в соответствии с методами, относительно которых существует единогласие (иттифак), исследовать разбросанные в Коране и Сунне указания (хукм) и воплощать в жизнь в должном месте и в должное время абстрактное учение Ислама в его целостности. Другими словами, человека, который обладает достаточным знанием, чтобы выводить из доказательств (далиль) нормы (хукм) шариата.

Т.е. ученый должен уметь устанавливать внутренний смысл источников (насс) и мотивирующие эти смыслы причины (иллят), а потом применять это к другим хадисам с теми же причинами (иллят). Главным условием этого является отличное знание арабского языка. Далеко не тайна, что в этом отношении исламисткие движения алимов не готовят.

Нашей целью не было очернить исламисткие джамааты. Нашей целью было напомнить о том, что исламистким движениям следовало бы озаботиться проблемой подготовки кадров, которые могли бы решать такие жизненно важные задачи.

В той статье мы говорили: "Так как Ислам не может существовать без ученых, и так как исламисткие движения занимаются пропагандой, не является ли их первоочередной обязанностью подготовка алимов?".

Сегодня общественная жизнь очень быстро изменяется. Многие люди впадают в растерянность, пытаясь найти ответ на вопрос, как им сохранить свою религиозность перед лицом этих изменений. Кроме того, предпринимаются попытки выхолащивания содержания религиозных хукмов, то и дело слышатся противоположные друг другу призывы к "истинному Корану", "истинному Исламу". Не думайте, что это предвзятое мнение, даже в самых основных вопросах один называет что-то белым, а другой то же самое черным, во имя Ислама высказываются толкования, противоречащие друг другу.

При этом нет никакого метода (усул). Кто-то призывает к «достоверным хадисам», но у нас нет шансов узнать, в соответствии с какими объективными критериями этот хазрат называет один риваят «достоверным» (сахих), а другой вымышленным (мавзу). Высказываются крайне субъективные аргументы, вроде того, что это, якобы, «противоречит разуму». Я говорю субъективные, потому что нет единого понятия «разум», относительно которого бы существовало единогласие (иттифак).

Кто просветит мусульман, которые серьезно относятся к своей вере? Кто покажет, что в современном мире соответствует довольству Аллаха?

Понять и дать направление быстрым качественным и количественным изменениям, дать определение изменениям с перспективы постоянного, это одна проблема. Если принимать во внимание и упомянутые попытки выхолостить содержание веры, то станет понятна вся опасность положения. Необходимость борьбы с постмодернистическими западными интерпретациями показывает, что алимы нужны нам, как воздух.

Сердар Демирел

Источник: www.darulhikme.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку