Исламские новости

Исламистские движения не взращивают ученых 1 Марта 2013

Исламистские движения не взращивают ученых

Маудуди, основателя «Джамаат-и-Ислами», Хасан аль-Банна, основателя «Ихван аль-муслимин», Саид Нурси, основателя движения нурсистов, можно назвать учеными, алимами. Несмотря на то, что эти движения действуют уже долгие годы, ведут активную деятельность, они не дали нам ученых на уровне своих основателей.

В 1991 году, мы, группа студентов, посетили центр «Джамаат-и-Ислами», находящийся в районе Мансура города Лахор в Пакистане, были там гостями. Нас принял возглавляющий джамаат в то время Гази Хусаин Ахмад, он много рассказал нам о самом «Джамаат-и-Ислами» и его основателе Маудуди.

В мечети Мансуры, связанной с «Джамаатом», он возглавлял намаз в качестве имама. Было видно, что это самоотверженный и энергичный человек. В своей пакистанской одежде, с длинной бородой и головным убором он живо напоминал религиозного ученого.

Но, несмотря на свои обширные знания религии, он не был алимом. Гази Хусаин Ахмад имел современное образование, закончил факультет географии Пешаварского Университета. Кроме того, он три года работал преподавателем географии. В годы обучения в университет он стал членом «Джамаат-и-Ислами», а с течением времени и его лидером. Он сыграл значительную роль в новейшей истории Пакистана.

С того самого дня, когда мы с ним познакомились, меня стал мучить вопрос: «Почему исламистские движения не воспитывают алимов?» Ведь не может быть Ислама без алимов, поэтому разве не является обязанностью исламистских движений воспитывать ученых?

Маудуди, основатель «Джамаат-и-Ислами», Хасан аль-Банна, основатель «Ихван аль-муслимин», Саид Нурси, основатель названного по его имени движения, были учеными, алимами. Несмотря на то, что эти движения действуют уже долгие годы, ведут активную деятельность, они не дали нам ученых на уровне своих основателей.

Конечно, в этих движениях есть люди, которых можно назвать алимами. Но при внимательном рассмотрении выясняется, что они, как правило, примкнули к движению, получив религиозное образование где-то в ином месте, т.е. это не кадры, взращенные самими джамаатами.

Вне всякого сомнения, исламистские движения воспитали и продолжают воспитывать смелых сердцем, самоотверженных мусульман, академические кадры, политиков, но, почему то, не алимов.

По нашему мнению, главной причиной этого является то, что исламистские движения основное внимание уделяют призыву. Так как призыв требует активной деятельности, подвижности, то занимающийся им человек не может найти время, чтобы заниматься получением знаний – ведь на это уходят долгие годы и это требует системности. Если занимающийся призывом человек владеет достаточным культурным уровнем, имеющихся у него знаний ему бывает достаточно для призыва, поэтому он и не чувствует необходимости учиться, чтобы стать алимом.

Между тем, обретение детальных специализированных знаний, которыми должен обладать алим, и их усвоение требует долгие годы. Это утомительный и трудный путь.

Такие занятия не привлекают молодых, лишенных терпения и жаждущих активных действий, кроме того, они, в соответствии с духом своей эпохи, сторонники быстрых решений. Долгие годы поисков истины на ученых собраниях также не соответствуют философии быстрых темпов жизни, являющейся духом современности.

Кроме того, есть и политические партии, такие как Джамааи-и-Ислами. Члены этих партий, хотя и являются людьми религиозными, будучи излишне политизированными сосредоточены на политической стороне Ислама и ограничиваются тем, что совершенствуют себя только в этом направлении. Так как их приоритетами является политическая власть, то их интересы ограничиваются современными техническими знаниями, необходимыми для управления государством.

Сердар Демирел

Источник: darulhikme.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметязновой специально для Исламского портала


Возврат к списку