Исламские новости

Иран: покровительство шиизму или стремление усилить свое влияние на международной арене? 18 Февраля 2013

Иран: покровительство шиизму или стремление усилить свое влияние на международной арене?

События в Сирии позволили заговорить о новой опасности для мусульманского мира, а именно – обострении отношений между шиитами и суннитами. А это то, что больше всего желают Саудовская Америка и новая империалистическая Америка. Если обратиться к исламским сайтам, то мы увидим, что названные силы добились определенных успехов. Призывы "шииты – неверные" или "сунниты – неверные" далеко не чужды мусульманам.

Подобно тому, как обострение шиитско-суннитского конфликта не принесет пользы мусульманам, это может привести к тому, что данный конфликт перенесется и на Запад. В этом отношении большая ответственность падает на авторов, пишущих в СМИ на тему Ислама. Мусульмане должны "закрыть уши" перед сеющими семена ненависти призывами, звучащими как из уст алимов, так и джахилев.

Если Ирак или Хизбулла поддерживают деспотический режим Бааса, это следует понимать так, что Иран занят вовсе не защитой шиизма, а преследует свои международные интересы. Этого требует современная обстановка на мировой арене и международные связи. Часто одни страны воюют с другими не на своей земле, а на территории третьего государства. То, что суть проблемы вовсе не в конфликте между шиитами и суннитами мы видим и из того, что иранская оппозиция и многие аятоллы поддерживают сирийское сопротивление.

Чтобы понять суть отношения Ирана к событиям в Сирии, полезно обратиться к истории Иранской революции – эти явления тесно связаны между собой. Иранскую революцию можно разделить на три периода:

1. с 1979 по 1982 года, когда революция несла в себе глобальный призыв;

2. с 1982 по 2001 год, революция замыкается на шиизме;

3. с 2001 по наши дни, революция приобретает характер диктатуры.

Первый период: Иранская революция стала лучом надежды для всех мусульман. Популярный лозунг "Ля шаркийаа ля гарбиййа исламиййа исламиййа!" (Нет ни востока, ни запада, есть только Ислам!) показывает, что эта революция была направлена против всех империалистических сил. Мусульмане, не опираясь ни на западный капиталистический империализм, ни на восточный коммунистический, возродив свои ценности, постарались показать, что только так можно обрести истинную независимость.

В своей сути, это положение противоречило учению о скрытом имаме. Имам Хомейни постарался преодолеть это противоречие, создав учение об исламском государстве - "валайат аль-факих". Новая парадигма вызвала немало споров среди шиитских ученых. Многие аятоллы дошли до того, что исключительно по этой причине обвинили Хомейни в неверии. Но для формирования государственных механизмов и их становления нужна была такая опора. Поэтому не отступили. Но с другой стороны подавались сигналы о возвращении к сефевидскому пониманию шиизма. Это было прямой дорогой к тому, что на первый план стала выходить не универсальная исламская мысль, а покровительство шиизму.

Начавшаяся после революции война с Ираком и близость исповедующих шиизм иракцев к Ирану, создание Совета исламской революции в Ираке если сначала и не имели вроде бы целей объединить шиитов, потом они обратились именно к этим целям.

Когда 2 февраля 1982 года в Сирии находящийся у власти Хафиз Асад штурмом взял город Хама, подавляя восстание исламистов из "Братьев-мусульман", Иран остался безмолвен, что нанесло сокрушительный урон его имиджу защитника угнетенных. Это показало, что Иран отказался от объявленной им идеи основывать международные отношения на принципах высокой морали и универсальных принципах, и за основу отныне берет свою стратегическую выгоду.

Оставшись безмолвным в отношении подавления восстания в Хаме, Иран стал укреплять отношения с сирийскими властями. Таким образом, 1982 год стал годом конца глобального месенджа Иранской Исламской революции.

Второй период. Стала углубляться и преобладать замкнутость на шиизме, это период, когда акцент стал делаться на пропаганду шиизма. Тогда Министерство исламского наставления и культуры опубликовало книгу "После обретения хидаята", в которой рассказывается история суннитского ученого, перешедшего в шиизм. Книга была переведена на разные языки и отправлена в разные страны, что было истолковано не как пропаганда Ислама, а как пропаганда шиизма. В этот период в мусульманском мире произошли свои изменения. Лицом к лицу столкнулись два полюса исламского мира – с одной стороны переживший революции Иран, занятый пропагандой шиизма, с другой – активизировавшиеся саляфиты. Хвала Аллаху, хотя определенные круги и хотели распространить два этих фанатичных течения в исламском мире, и даже в Иране кое в чем преуспели, их желаниям не суждено было сбыться.

Роль, которую взял на себя Иран во второй период совместно с властями Саудовской Аравии стала такой, что готовила среду для идеологической пропаганды и мотивации суннитского и шиитского саляфизма и, в своей сути, способствовала росту поляризации. Поэтому мы сегодня говорим о совершенно ином Ближнем Востоке, и эти стратегии, к сожалению, продолжают работать во благо империалистов.

Во второй период отношения Ирана с Сирией и другими шиитскими элементами диктовалось опорой на шиизм. Иран стремился защищать шиитов из других стран, расширяя сферу своего влияния. Он не гнушался вмешательством во внутренние дела иных государств. Нельзя, правда, сказать, что он особо преуспел в этом.

Третий период. В этот период стало очевидно, что строить политику на основе приверженности шиизму бессмысленно. После 11 сентября защитная стратегия, выработанная Америкой, охватила не только западные страны, но и мусульманский мир. Вместе с этим многие прежние западные геополитические трактовки и расчеты испарились. В такой среде Иран посчитал основанную на безопасности политику более выгодной для своих международных интересов. Он остался безмолвным к оккупации Америкой Афганистана и Ирака, т.к. это отвечало его интересам.

При этом Иран постарался сохранить свою позицию защитника Палестины. Если в первый период палестинский вопрос был центральным для революционного Ирана, потом он стал для него средством для сохранения влияния в исламском мире. Сегодня поддержка Ираном "Баас"а, вероятно, и объясняется связью с поддержкой, которую он оказывал Палестине. А это не что иное, как стратегический обман, потому что самые плодородные сирийские земли – Голландские высоты – с 1967 года оккупированы. Движение сопротивления же в некотором роде заставляло Сирию молчать. Дневник сирийского сопротивления же запятнан.

Эту стратегию Ирана в последний период, которая кажется заботой об интересах шиизма, на самом деле следует трактовать как международную персидскую экспансию. Противодействие Ирана западному и восточному империализму в первый период в данный момент превратилось в противостояние Западу, но восточный империализм не забывает о своих интересах. Сегодня в Сирии продолжается война между русским/иранским восточным империализмом и саудовским/американским империализмом. При этом обе стороны желают отсрочить победу сирийского народа и, превратив Сирию в развалины, привести ее в такое состояние, чтобы она десятилетиями не могла сказать слово против Израиля.

Сейчас Иран стремится, ведя войну в Сирии, отсрочить войну в своих пределах. Такова логика национального государства. Последний период значительно отдалил иранское руководство от Революции. Оно уничтожило детей эпохи и управляет народом с помощью силы. Заставило замолчать оппозицию и в ложном свете преподносит своему народу сведения о событиях в Сирии.

Оппозиционные иранские лидеры Мусави и Карруби заявили о своей поддержке сирийского сопротивления, что лишает всякого основания опасения об обострении шиитско-суннитского конфликта.

Мы, турки, как мусульмане, должны воспринимать сирийский вопрос и защиту Ирана сирийского режима не в плоскости шиитско-суннитского конфликта, что желают Саудовская Аравия и Америка, а в плоскости вопроса угнетателя и угнетаемого. Защищая сирийский режим, Иран озабочен не интересами шиизма, а своими международными интересами.

Али Онер

Источник: www.timeturk.com/tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку