Исламские новости

Ислам и капитализм поддерживают друг друга - турецкий писатель 29 Января 2013

Ислам и капитализм поддерживают друг друга - турецкий писатель

Автор книги "Забытая экономическая модель Ислама: нравственный капитализм" Мустафа Акойл утверждает, что Ислам и капитализм поддерживают друг друга.

Вышедшая недавно в Турции в издательстве "Ufuk Yayınları" книга Мустафы Акйола и Мурата Чизака "Забытая экономическая модель Ислама: нравственный капитализм" (İslam’ın unutulan ekonomik modeli: “Ahlakî Kapitalizm) вызвала споры об исламской модели капитализма. С Мустафой Акйолом, который позиционирует себя как мусульманский либерал, встретился журналист газеты "Заман" (Zaman) Тугба Каплан.

Прежде, чем поговорить о нравственном капитализме, я хотел бы задать вопрос о том, что такое сам капитализм.

При слове "капитализм", у нас сразу же возникают ассоциации, многократно повторяемые нашими левыми: "Капитализм – это эксплуатация, он несправедлив и делает людей бесправными". Но, согласно самому простому определению, капитализм – это вложение во что-то человеком имеющегося у него капитала в соответствии с определенным планом и правилами. Т.е., например, когда человек, имея 100 тысяч лир, открывает в районе, где нет магазина, магазин и обеспечивает работой 5-6 человек. А после, когда, может быть, его капитал со 100 тысяч растет до 300 тысяч, открывает сеть магазинов. Это и есть капитализм.

Это и есть то, что Вы называете "нравственным капитализмом"?

Да. Что может быть более естественным, чем желание человека заработать и обеспечивать работой других! Сам по себе капитализм не является чем-то грязным и несправедливым. У меня есть какой-то капитал, и я нанимаю двух работников. Но, согласно Марксу, по отношению к этим работникам я обязательно выступаю как эксплуататор. В Исламе же нет такого понятия. Согласно Исламу, если человек работает на вас, вместе с вами, в этом нет ничего безнравственного. Есть хадис, который часто цитируют: "Платите работнику прежде, чем высохнет пот на его лбу". Но если взглянуть в суть дела, этот хадис одобряет существование двух классов – работников и работодателей. В Исламе никогда не поднимался вопрос о логике разделения на работников и работодателей.

Почему?

Потому что люди имеют разные способности. Кто-то зарабатывает себе на жизнь физической силой, кто-то – головой. Полезная деятельность одних проявляется в интеллектуальной работе, других – в создании нужных для людей вещей. Например, я директор фирмы. Если мне скажут: "Мы дадим тебе 1 миллион долларов, преврати их за год в два миллиона", я не смогут сделать это.

На чем основана Ваша вызвавшая критику мысль: "Ислам и капитализм поддерживают друг друга"?

Во-первых, Ислам является религией, с самого начала поощряющей рыночную экономику. Есть понятие рынка. Торговля всячески поощряется Исламом, это можно увидеть и в Коране, и в хадисах. Торговля – это часть капитализма. Современный капитализм основывается на торговле и промышленности. Без торговли невозможно вести речь о капитализме. Но Ислам всячески подчеркивает, что при этом экономические отношения должны основываться на морали. Ясно сообщается, что в обществе всегда будут богатые и бедные. Право частной собственности и право наследования защищаются. Коран требует от богатых помогать бедным. Институты пожертвований и закята определяются как форма благотворительности. Каждый обеспеченный мусульманин обязан жертвовать часть своих богатств для своих неимущих братьев по вере.

Это и будет нравственный капитализм?

Да.

Вы связываете наличие институтов закята, садака и вакфов с капитализмом…

Помимо закята и садака, в Исламе сформировался институтов вакфов. Для того, чтобы в обществе могла функционировать система вакфов, должен быть капитализм. Ведь вакф - это имущество, в соответствии с мусульманским правом, пожертвованное частными лицами на благотворительные цели. Вакф не зависит от государства. Люди, вкладывающиеся в вакф, должны быть достаточно обеспеченными. В Турции в качестве примера можно привести такие благотворительные организации и вакфы, как "У тебя никого нет?" (Kimse Yok), "Рука помощи" (Yardım Eli), "Вода жизни" (Can Suyu).

За рубежом положение такое же?

Да, такое же, даже еще лучше. Какой бы музей или центр вы не посетили бы в США, обязательно увидите табличку "Пожертвование такой-то семьи". Многие услуги и помощь, которую у нас ожидают от государства, в США осуществляют вакфы и благотворительные центры. В исламской культуре то же самое. В своей сути, это показывает нам следы демократии в основах Ислама.

Если есть нравственный капитализм, значит, есть и безнравственный?

Конечно же. Есть некоторые бизнесмены, иногда даже религиозные. Они не выплачивают зарплату работникам, не платят долги, прибегают к разным уловкам. Здесь имеются в виду не просто ошибки, а беспринципность, действия в противоречии с исламскими и универсальными моральными нормами. Это безнравственно, и я это осуждаю. Но я не вижу проблемы в самой либеральной рыночной экономике. Наряду с этим, хотя я не поддерживаю настроенных против капитализма мусульман, в этой точке я нахожу их критику верной. Рост материального благосостояния человека вызывает увлечение показухой (рийа), к поступкам, противоречащим канонам и учению Ислама. Богатых мусульман следует учить, как им использовать свое богатство с опорой на нравственность.

Почему кемалисты не любят капитализм?

Кемалисты не могут вынести богатства мусульман. Люди светские у нас говорят: "Раньше в этой стране люди религиозные были скромнее. Став богаче, они отдалились от своей религии". Мой ответ им: "Они что, были мусульманами потому, что были бедными и не имели никаких возможностей?" Нет. Кемалисты желают закрытой экономики, чтобы благами этой экономики пользовались только они. Посмотрите, те консервативные мусульмане, которые раньше не могли отправить своих детей учиться даже в Стамбул, сейчас отправляют их в США и Европу. Они экономически активны. Светские кемалисты же не могут вынести этого: "Как это так, даже мы не можем отправить, а они отправляют!" Суть проблемы в этом.

Хочу задать Вам еще один вопрос, о котором много спорят, но не могут дать ясного ответа: "Не делает ли капитализм общество более светским?" Как по-вашему, не портит ли капитализм мусульман?

Это глубокие вопросы, на них нет однозначного ответа. Но, исследуя опыт Запада, можно ответить: "Нет". Потому что в основе этого вопроса лежит проблема модернизма. Самый важный элемент, придающий динамику модернизму – это экономическое развитие, что возможно только при капитализме. Помимо всего прочего, свою роль в развитии капитализма на Западе сыграли собственно христианство и христианская мораль. Согласно Веберу, то, что религиозные протестанты и кальвинисты свои капиталы тратили не на роскошь и развлечения, а копили и расходовали на благие дела, и привело к развитию в Европе капиталистического сознания. С этой точки зрения можно утверждать, что религия и капитализм не противоречат, а поддерживают друг друга. Кроме того, это еще один пример нравственного капитализма.

Источник: www.zaman.com.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала 

На фото: Мустафа Акйол


Возврат к списку