Исламские новости

Безумие Рождества 29 Декабря 2012

Безумие Рождества

Тем, кто говорит: «Брат, я отмечаю не Рождество, а Новый год», следовало бы обратить внимание на то, что все ритуалы и атрибуты этого праздника – рождественские, а сам он давно стал одним из идолов религии потребления.

Подобно тому, как я не приемлю, когда кто-то, особенно сам не являющийся мусульманином, принимается учить меня моей религии, тому, как и во что мне следует верить, так же я не считаю возможным для себя учить человека другой веры его религии. Призыв к истине, это другое. Его следует совершать так, чтобы не вызвать негативную реакцию собеседника и не заставлять его защищаться. В противоположном случае можно, желая подвести брови, выколоть глаз.

Мне кажется полезным остановиться на историческом и теологическом заднем плане Рождества (у нас, в Турции чаще говорят о Новом годе), которое в современном мире превращено в одно из божеств религии потребления. 

На первом Вселенском соборе, созванном в Никее в 325 году по инициативе императора Константина Великого, 25 декабря, день рождения Митры, было признано днем рождения Исуса – Рождеством. С этого времени и берет начало христианская традиция ежегодно отмечать этот праздник. Митраизм – это одна из пантеистических религий, широко распространенная в тех регионах, которые испытали влияние и эллинской культуры. Константин Великий, несмотря на то, что был императором, признавшим христианство официальной государственной религией, сам тогда еще не был христианином. Для того, чтобы в то время в своем большинстве языческое население страны привлечь в христианство, христианские священнослужители признали многие языческие традиции и ритуалы. Самый типичный пример этого – признание дня, посвященного римлянами Солнцу и поэтому нерабочего, в качестве дня, в который не работают и занимаются богослужением. В английском языке название этого дня таким и сохранилось – Sunday (Sun Day – День Солнца), воскресенье.

Приведенные здесь сведения общеизвестны, каждый, обратившись к Google или Википедии, легко найдет их. Полезно будет и проследить, какие изменения претерпел персонаж, именуемый  в Турции «Новогодний дед» «Noel baba», в Европе – Санта Клаус, и как он стал иконой или идолом либеральной экономики. Христианский святой Николай Мирликийский, которого также называют Николаем Угодником и Николаем Чудотворцом, по преданиям, жил в Ликии в IV в. н.э. Он является покровителем России, детей и мореходов.  Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания этого святого по церковному календарю — 6 декабря. Исторических источников, которые подтверждали бы, что такой человек действительно жил, нет. Родился он, как утверждается, в Патаре в римской провинция Ликия, в молодости жил в Египте и Палестине. Вернувшись в Ликию, стал епископом в Мире. Во времена римского императора Диоклетиана подвергался преследованиям, был заключен в тюрьму. В эпоху императора Константина был выпущен, принял участие в Никейском соборе. Был погребен в церкви в Мире. В 1087 году итальянские мореходы или купцы перевезли его мощи в Италию в город Бари. После этого Святой Николай стал одним из самых почитаемых в Европе святых, а Бари стал центром паломничества.

Обычай дарить подарки в начале нового года, распространенный в германской культуре еще до 320 года н.э., основывается на легендах об Одине, одном из божеств скандинавской мифологии. Для летающего коня Одина Слейпнира дети вешали на стенах (или дверях) носочки, в которые клали морковь и сахар. Они верили, что Один за это даст им подарки и сладости.

Как мы видим, один из самых важных праздников христианского мира и самый главный персонаж этого праздника - Санта Клаус основываются на христианских преданиях и имеют прототипов в языческих религиях. Если христиане верят в это и поступают в соответствии со своей верой, это их дело. Но все не ограничилось только этим. Популярная культура XX века сделала два этих элемента – Рождество и Санта Клауса – божествами и идолами распространенной в наши дни религии потребления. Образ современного Санты Клауса создан на основе рисунков, сделыннх карикатуристом Тамосом Настом в 1863 году для журнала «Harper's Weekly». А рисунки Наста были вдохновлены стихами, автором которых предположительно является Клемент Кларк Мур – «Визит Святого Николая» («A Visit from Saint Nicholas») и «Рождественская ночь» («Twas the Night Before Christmas»). А Санту Клауса таким, каким мы его сейчас представляем, создал художник Хэддон Хаббард Сандблом в 1931 году по заказу компании Coca-Cola. Именно Сандблом изобразил Санту Клауса в виде полноватого, белобородого дедушки в одежде, отороченной белым мехом, с черным поясом и в черных сапогах, в мягкой красной шапке. Какой смысл особо распространяться об этом – как очевидно, за всем этим вырисовывается «Coca-Cola».

У меня нет намерений вмешиваться в чей-либо «образ жизни». Но пусть те, кто говорит: «Брат, я отмечаю не Рождество, а Новый год», обратят внимание на то, что все ритуалы и атрибуты этого праздника – рождественские. Веселье в эту ночь вовсе не обеспечивает проведение всего года в такой же атмосфере. Всего лишь ослабляется наша вера.

Хотя принцип «Мусульманин должен быть поход на мусульманина» перед вызовом, который бросили ему господствующая культура и экономика с модернизмом, в течение последних 200 лет шаг за шагом подвергается эрозии, мы не должны забывать, что хадис «Кто осознанно и по собственному желанию старается быть походим на какой-то народ, тот из них» все еще сохраняет свою силу. Самая низшая степень веры, это «ненавидеть сердцем», если не можешь остановить языком и руками.

Пребывайте в здравии, не лишайтесь любви и надежды.

Мехмет Эмин Айдынбаш

maydinbas@hotmail.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку