Исламские новости

Как должны мусульмане протестовать против несправедливости по отношению к себе? 15 Декабря 2012

Как должны мусульмане протестовать против несправедливости по отношению к себе?

Глава Управления по делам религии Турции профессор Мехмет Гёрмез, беседуя на тему исламофобии в западном обществе, отметил: «Как и все иррациональные страхи, исламофобия исчезнет, когда западное общество больше узнает об Исламе».

Страх перед Исламом в западном обществе обрел свой термин – исламофобия. Хотя как явление, этот страх имеет глубокие исторические корни, как популяристический термин это нечто новое. Можно много говорить о причинах этого страха. Невежество христиан в отношении Ислама и враждебность к нему, провокация евреев, состояние мусульман, подготовившее почву для всего этого. Но каковы бы ни были ее причины,  исламофобия на сегодняшний день является одной из важных сфер противостояния. Популярные СМИ отводит больше места сообщениям, разжигающим исламофобию. Более серьезные обращаются к политикам и ученым, пытаясь найти пути разрешения проблемы. В нашей стране прилагается немало усилий для того, чтобы ученые, политики и гражданское общество нашли бы решение этой «проблемы» и поведали миру об истинном Исламе.

Мы, желая внести свой, хотя бы небольшой вклад в это дело, побеседовали с Главой Управления по делам религии Турции профессором Мехметом Гёрмезом.

Вопрос: В последние годы очевиден рост антиисламских сообщений в западных СМИ. С чем Вы этого связываете?

Ответ: В своей сути, ошибочно ограничивать проблему только СМИ. Сейчас мы наблюдаем более масштабные процессы. Эти процессы имеют как культурологический аспект, так и политическую подоплеку. Среди факторов, породивших всплеск антиисламской риторики, можно назвать страхи, порожденные глобализацией, и их фокусирование на определенных точках. В своей сути, обеспокоенность вызывает не количественный, а качественный рост исламофобии. Обеспокоенность вызывает то, что сегодня возможны публикации, самым бесцеремонным образом покушающиеся на самые коренные ценности какой-то религии. Конечно, следует учитывать и существование заднего плана всего этого, видеть его. С какой-то точки зрения, исламофобия – это только часть проблемы, но следует точно установить роль СМИ в этом процессе.

Вопрос: Что стоит за исламофобией?

Ответ: Термином «исламофобия», в своей сути, определяют самые разные явления. Я убежден, что следует все же их различать. По моему мнению, под исламофией сегодня понимают три разных явления. Первое из них – страх перед Исламом, т.е. жителями некоторых странах Ислам воспринимается как угроза. Этот страх полностью иррационален и основывается на незнании Ислама и мусульман. Второе явление – противодействие Исламу.  Это явление, в противоположность первому, более осознанно и системно. Основой его является политика, и стоят за ним не страх или обеспокоенность, а конкретная стратегия, политические или экономические интересы. Третье явление же – это механизм  создания антиисламской риторики, фигурирующей между первым и вторым явлением. Эта антиисламская риторика, с одной стороны, раздувает страх перед Исламом среди обывателей, с другой – подготавливает легитимную почву для антиисламских действий.

Таким образом, антиисламизм использует страхи, взращенные среди народа, пытается основать свою законность на этих страхах. Я думаю, пока эти три явления не будут рассмотрены и исследованы отдельно, все наши анализы будут ущербными.

Вопрос: Что могут делать мусульмане, чтобы уничтожить эти необоснованные страхи? Что следует делать для того, чтобы призывать людей к Исламу и быть примером для них?

Ответ: Как мы отмечали несколько ранее, в своей сути, ни страх перед Исламом, ни противодействие Исламу не связаны напрямую с самим Исламом. Первый полностью иррационален, а второй чисто стратегия. Причины их возникновения не связаны с религией сами по себе. Поэтому и средства против них бесполезно искать в представлении Ислама, наоборот, это вынудит нас обратиться к использованию такой логике речи, которую не желаем и мы сами. Вместе с этим, конечно же, мусульмане не совсем безоружны перед этими явлениями. Как и все иррациональные страхи, страх перед Исламом может быть уничтожен, если европейцы больше узнают о нашей религии. Т.е. глаза, со страхом смотрящие на мусульман, при более близком соприкосновении с мусульманами легко избавляются от своих страхов. Мы знаем множество случаев этого, знакомы с такими примерами. Помимо всего прочего, в результате такого соприкосновения, бывает, люди проникаются интересом к Исламу или даже выбирают его для себя в качестве религии.

Вопрос: После предания огласки фильмов и карикатур, издевающихся над Исламом и нашим Пророком (с.а.в.) последовали события провокационного характера. Как же должны мусульмане реагировать на издевательства и нападки такого рода в свой адрес?

Ответ: Провокацией являются сами фильмы и карикатуры. Но наша ошибка в том, что мы на все это смотрим только со своей точки зрения. Например, фильм о нашем Пророке (с.а.в.) если одной стороной обращен к мусульманам, то другой - к немусульман. Т.е. он, с одной стороны, провоцирует мусульман, с другой – создает определенную риторику. Вероятно, это и есть глобализация, когда что бы вы ни делали и ни говорили на общественном уровне, вы вынуждены учитывать и тех людей, которым не были адресованы ваши действия. Поэтому наша реакция на такие события должна высказываться хладнокровно и обдуманно. Собственно, и наша религия призывает нас действовать в соответствии со здравым смыслом, не теряя своего достоинства.

Что Вы можете сказать о вкладе Ислама в установлении мира на земле?

Не знаю, насколько правильно говорить о мире на земле, мне это кажется прекрасной, но совершенно не отражающей реальность фразой. Во многих регионах земного шара сейчас ведутся войны и происходят конфликты. Нет необходимости  вдаваться в подробности их подоплеки. Может, нашим самым большим вкладом в создании по возможности более мирной обстановки, является отказ от таких слишком великих и, по сути, лишенных содержания, выражений. Ислам учит быть нравственными, добродетельными, правдивыми как индивидов, так и общества. Что же касается ответа на вопрос, какой должна быть наша самая верная реакция на разные события, то это утверждение высокой морали. Наш вклад в мир на земле, это жить в мире. И если, делая это, мы станем примером для какого-то еще, то какое же это счастье для нас!

Источник: Журнал «Genç Yorum» http://www.timeturk.com/tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку