Исламские новости

Как наш Пророк (с.а.в.) относился к инвалидам 13 Декабря 2012

Как наш Пророк (с.а.в.) относился к инвалидам

Наш Пророк (с.а.в.) провел глобальные реформы в современном ему обществе. И одна из них касается отношения к инвалидам и одиноким людям. Как же он (с.а.в.) относился к людям с ограниченными возможностями?

В древности люди, имеющие психические заболевания, воспринимались как те, в кого вселился шайтан, как одержимые джиннами. Бывало, что таких больных заживо сжигали, убивали, считая, что таким образом спаслись от них. Хотя в начале своей статьи мы и написали «в древности», но и в наши дни можно встретить такие случаи.

Время от времени в новостях мы встречаем сообщения о том, что в том или ином месте психически больного человека держали в хлеву или где-то в доме, заковав в цепи.

Наш Пророк (с.а.в.) провел глобальные реформы в современном ему обществе. И одна из них касается отношения к инвалидам и одиноким людям. Как же он относился к людям с ограниченными возможностями?

Наш Пророк (с.а.в.) уничтожил все проявления антигуманизма. К сахабам-инвалидам он относился с любовью, выказывал к ним милосердие, интересовался ими, ожидая того же самого и от других сахабов.

Наш Пророк (с.а.в.) выказывал всяческую милость к инвалидам, избавив их, таким образом, от положения, в котором они находились раньше – а раньше они не имели никакого социального статуса и всячески унижались. Он шутил с ними, пытался облегчить их участие в социальной жизни, обеспечивая их обучение ремеслу и занятость, поощрял их к успеху в повседневных делах.

В одном хадисе сказано: «Показать дорогу слепому, обратиться к глухому и немому так, чтобы они могли понять, привести нуждающегося в место, где он может получить то, в чем нуждается, помочь страждущим, бессильным, разобрать речь того, кто с трудом говорит – все это садака…» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 5/168-169).

Некоторые из сахабов-инвалидов

Хотя точно неизвестно число сахабов-инвалидов, можно утверждать, что их было не особо много. Основная причина того, что мало известно о таких сахабах следующая. Сахабы не жаловались на свои какие-то физические недостатки, не поднимали эту тему, они были довольны всем, что ниспосылал им Аллах, что и помешало остаться им  зафиксированными где-то в источниках как инвалиды.  Но все же, нам известны имена некоторых из них.

Самый известный из сахабов-инвалидов, это слепой Абдуллах ибн Умми Мактум. О нем даже были ниспосланы аяты (Абаса 80/1-12). Наш Пророк (с.а.в.) назначил его муэдзином, также тринадцать раз он был имамом в намазе вместо Посланника Аллаха. Дом Абдуллаха ибн Умми Мактума находился далеко от мечети. Так как не было кого-то, кто мог бы приводить его в мечеть, он попросил у Посланника Аллаха (с.в.в.) разрешение совершать намаз дома, на что наш Пророк (с.а.в.) сказал: «Если услышишь азан, отвечай на этот призыв». Как понятно из этого, наш Пророк (с.а.в.) и подчеркивал значение намаза с джамаатом, и не считал инвалидов несчастными людьми, обреченными на бездействие.

Когда Абдуллах ибн Масуд, который выделялся небольшим ростом и худосочным телосложением, отправился в Каабу, заполненную многобожниками, и открыто читал там Коран, будучи подвергнут издевательствам, только оправившись, несмотря на все предупреждения, повторил свои действия, это является примером истинного героизма.

Женщина-сахаба Насима во время битвы Ухуд помогала раненым, была сестрой милосердия, как сказали бы сейчас. Но увидев, что Посланник Аллаха (с.а.в.) попал в трудное положения, она, хотя была женщиной, бросилась на его защиту. В завязавшейся с многобожниками потасовке она получила несколько ран. После возвращения в Медину эти тяжелые раны заживали еще в течение года. Наш Пророк (с.а.в.) часто навещал ее, выказывал к ней милость и молился за нее.

Точно так же Насиба во времена Абу Бакра (р.а.), несмотря на свой преклонный возраст, приняла активное участие в битве Йамама, получила двенадцать ран и лишилась одной руки. Когда мусульманское войско вернулось в Медину, Абу Бакр (р.а.) навестил эту героическую женщину и выплатил ей какое-то вознаграждение из байт-аль-мала.

Абдуррахман ибн Ауф (р.а.), один из десяти человек, обрадованных вестью о рае, от ран, полученных в битве при Ухуде, остался калекой.

У Муаза ибн Джабаля (р.а.) была повреждена нога. Наш Пророк (с.а.в.) назначил его наместником (вали) в Йемен.

У Амра ибн Джамуха были повреждены обе ноги. В то же время он стал одним из первых шахидов битвы Ухуд. Посланник Аллаха (с.а.в.) был сильно опечален его смертью.

Амр ибн Туфайль (р.а.) и Бара ибн Малик (р.а.) имели хронические заболевания, Имран ибн Хусайин (р.а.) годами не вставал с постели.

Передают, что Муайлиб (р.а.) страдал проказой.

Муаз ибн Амр (р.а.) потерял одну руку.

Тальха (р.а.), обрадованный вестью о рае, потерял пальцы.

Абдан ибн Абдульмутталиб (р.а.), Абдуллах ибн Аббан (р.а.), Абдуллах ибн Джахш (р.а.), Умаййа ибн аль-Аскар (р.а.), Абдуллах ибн аль-Акрам (р.а.), Умайр ибн Адийй (р.а.), Абу Абдуррахман аль-Йарбу (р.а.), Ибн Аби Ахфа (р.а.), отец хазрата Абу Бакра Абу Кухафа (р.а.), Хариза ибн Нуман (р.а.), Сад ибн Аби Ваккас (р.а.) и еще ряд сахабов были слепыми.

Наш Пророк (с.а.в.) совместно с одним из сахабов, который был инвалидом, вел торговлю на базаре

Во времена Посланника Аллаха (с.а.в.) жил одни сахаба по имени Захир. Будучи инвалидом, он предпочитал не появляться среди людей, жил один в пустыне. Наш Пророк (с.а.в.) предложил ему продавать вместе на базаре Медины некоторые фрукты и травы, растущие в пустыне. Наш Пророк (с.а.в.) не только оказывал помощь Захиру в торговле на базаре, но и проявлял к нему всяческие милости. Однажды он сказал: «Захир – это наша пустыня, а мы его город» (Тирмизи, Шамаил, 120, Бейрут, 1406).

Также однажды, когда Захир ждал на базаре нашего Пророка (с.а.в.), Пророк неслышно подошел к нему сзади и в шутку закрыл ему глаза руками. Сахабы, которые раньше не видели, чтобы Посланник Аллаха (с.а.в.) с кем-либо так шутил, были удивлены. А наш Пророк (с.а.в.) продолжал шутить, обращаясь к окружающим: «У меня есть один раб. Продаю. Кто купит?»

Тут Захир сказал: «О, Посланник Аллаха! Да кто купит увеченного раба, даже за пять монет?» Посланник Аллаха, оставив шутки, со всей серьезностью, обращаясь и к окружающим, сказал: «О, Захир, клянусь Аллахом, для Аллаха и Посланника Аллаха ты бесценен! Поэтому мы и любим тебя!»

Не смотрите долго на прокаженного

Посланник Аллаха (с.а.в.) завещал нам с добротой относится к инвалидам, быть милосердным к ним, не заставлять чувствовать смущение, проявлять к ним любовь. Он рекомендовал не смотреть долго на человека, имеющего какое-то увечье, не обижать его, не демонстрировать поведение, которое может оскорбить его или причинить ему неудобство. Это обязанность каждого здорового человека по отношению к инвалидам.

Не следует забывать, что инвалидность – это не выбор самих людей, а предопределение Всевышнего Творца. В одном хадисе Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Не смотрите долго на прокаженных» (Хайсами, Маджмуа аз-заваид, 5/100-101). Таким образом, наш Пророк (с.а.в.) советует нам не смотреть на инвалидов так, чтобы причинять им неудобство.

Источник:  «Elbirliği» www.timeturk.com/tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку