Исламские новости

Исламская культура и ее вклад в сферу здоровья и медицины 31 Октября 2012

Исламская культура и ее вклад в сферу здоровья и медицины

Что мы понимаем и что должны понимать под словом «культура»? Культура, если пытаться дать краткое определение, это образ жизни какого-то народа, основа его мыслительной деятельности, а также богатство методов и искусство выражения мыслей. Если же давать более пространное определение, то культура – это достижения нации в таких областях, как искусство, литература, религия, наука, мысль, благоустройство, т.е. областях, которые повышают уровень жизни этого народа, облегчают жизнь, позволяют более широко смотреть на жизнь.

История является свидетельницей рождения, развития и смерти великого множества культур. Из приходящих на ум в первую очередь можно назвать культуры Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Ирана. Какой же вклад внесла появившаяся уже после исламская культура в мировую? Какие элементы отличают исламскую культуру от иных? На эти вопросы можно ответить с разных точек зрения:

1.                 Вклад исламской культуры в искусство и науку.

2.                 Исламская культура выступала в качестве посредника передачи открытий и изобретений Востока на Запад.

3.                 Исламская культура сохранила знания и культуру прежних цивилизаций, развивала их и способствовала тому, что они были заново открыты человечеством.

4.                 Исламская культура, создав справедливое правосудие, общественную среду, пропитанную любовью и уважением, ставит перед собой целью благоденствие и счастье народа, являясь в этом примером и предводителем для всех наций.

Сейчас я хотел бы поведать о том, какой вклад внесла цивилизация Ислама в сферу здоровья и медицины.

Самым явным признаком, показывающим, является ли какой-то образ жизни истинной культурой или нет, можно назвать то значение, какое в этом образе жизни придается здоровью человека. Основой здоровья является чистота. В Исламе же с самых первых дней одной из основ была чистота. Омовение всего тела было определено как одна из самых важных обязанностей мусульманина. Мусульмане пять раз в день совершают намаз, а перед каждым намазом необходимо вымыть руки, лицо и ноги чистой водой. Один раз в неделю, в пятницу, омовение всего тела было привычкой нашего Пророка, а значит, сунной для нас. Носить только чистые одежды – это одно из повелений Корана. Пророк Мухаммад большое внимание уделял чистке зубов, и много делал для того, чтобы распространить эту привычку среди своих последователей. Особого внимания заслуживает тот факт, что пророк Мухаммад, дающий такие наставления, жил в регионе с засушливым климатом, и учил он этому людей, живущих в условиях пустыни, где вода была драгоценней золота. Чтобы исполнить эти предписания своей религии, мусульмане, уделяя больше внимание организации водоснабжения, где бы они ни оказались, рыли каналы, создавали водохранилища, бассейны, родники и бани, показывая и остальному человечеству пример в поддержании чистоты и сохранении здоровья. В те времена, когда мусульмане учили человеческую цивилизацию пользоваться водой, европейцы, во исполнение предписаний своей религии, не мылись и не придавали этому значения. Подобно тому, как в Европе не умели строить бань, здесь были не известны и такие значимые для цивилизации строения, как туалет и канализация. В те времена, именуемые темными Средними веками, в Европе свирепствовали такие болезни, как тиф, холера и чума, унося миллионы жизней. Между тем, как сообщают исторические источники, в X в. в столице Арабского халифата Багдаде было 27 тысяч бань, и мусульманские врачи настоятельно рекомендовали мыться в банях.

Об этом английский мусульманский мыслитель М.М. Пиктал   (M.M. Pickthall) говорит так: «Заслуживает внимания практика чистоты в эпоху, когда в Европе жизнь в грязи считалась священной. В каждой махалле был, по крайней мере, одна баня, многочисленные источники воды, предназначенной для питья или умывания. Везде, где жили мусульмане, первым делом они старались наладить обеспечение чистой водой. Частое умывание настолько стало ассоциироваться с Исламом, что  1566 году в Андалусии испанцы запретили бани под тем предлогом, что это навевает воспоминания об Исламе. Во всех мусульманских городах водные источники и продукты строго контролировались. Мясо и другие скоропортящиеся продукты в лавках должны были быть завернуты в материю для защиты от пыли и мух».

Говоря о вкладе мусульман в культуру здоровья, нужно упомянуть и следующее. Аптеки и диспансеры первыми стали открывать мусульмане. Также мусульмане первыми открыли учебные заведения для аптекарей и первыми стали писать труды в этой области. Еще в ту эпоху в исламском мире существовало 34 больницы. Мусульманские больницы с точки зрения своей оснащенности и комфорта были первыми в мире. Самая древняя известная в мусульманском мире больница была открыта в Багдаде Харуном ар-Рашидом. В X в. было открыто еще 5 больниц. Самая крупная в исламском мире больница была открыта в 978 г. а Дамаске. Построенная в 1285 г. в Каире больница является самой большой, построенной в Средние века в мире. В этой больнице были лаборатории, диспансер, отдельные отделения для физических (соматических) и психических заболеваний. Также имелись библиотека, мечеть и то, что сейчас называется конференц-залом. В этих больницах обслуживали всех – и богатых, и бедных, и свободных, и рабов, и мужчин, и женщин. Подготовка будущих врачей также осуществлялась больше в этих больницах.

Мусульмане готовили лучших в Азии и Европе врачей. Невозможно было заниматься врачебной практикой, не сдав экзамен и не получив диплом. Пишут, что в 931 году в Багдаде было 860 дипломированных врачей. В мусульманском мире была продвинутая офтальмология. Первым в мире, кто составил труд о глазных болезнях, был мусульманин Хунан ибн Исхак. Написанная великим офтальмологом Али ибн Исой «Настольная книга офтальмолога» до XVIII в. оставалась основным руководством для офтальмологов Европы.

Самым прославленным врачом, вне всякого сомнения, был Абу Бакр ар-Рази, оставивший также многочисленные медицинские труды. Его книга о кори и оспе является первым в мире трудом об инфекционных заболеваниях. Это книга в период с 1498 по 1866 год только в одной Англии была переиздана 40 раз.

Большой 4-х томный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» еще в XII веке был переведен на латинский язык. Он оставался основным учебным пособием на медицинских факультетах Европы на протяжении четырех столетий вплоть до середины XVII в.

Таким образом, вклад мусульман в мировую культуру так велик, что невозможно поведать о нем кратко. Мировая история науки сообщает нам этот факт. Поэтому мы должны хорошо знать свою культуру, понимать, чем мы владеем, и заново поднять на повестку дня вопрос, что мы можем предложить и мусульманскому миру, и мировой цивилизации.

 

Эрджан Чайлар

ercancaylar@hotmail.com

Источник: www.anahaberyorum.com 

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку