Исламские новости

Исламский мир и Европа: понимание «другого» 1 Октября 2012

Исламский мир и Европа: понимание «другого»

Египетский писатель Касым Абу Касым в своей новой книге рассмотрел в историческом ракурсе понятия «другого» с перспективы как исламского мира, так и Европы. Он подчеркивает, что толерантность по отношению к христианству в исламском мире обуславливалась восприятием христиан как «находящихся под покровительством» - ахль аз-зимма.

Книга «Мусульмане и Европа: исторический ракурс имиджа «другого»» объемом в 244 страницы издана Египетской книжной комиссией. Книга состоит их трех разделов. В первом разделе автор Касым Абду Касым рассказывает о состоянии христианства в Европе до исламских завоеваний, а также о христианско-мусульманских связях после завоеваний. На завоеванных территориях христианские священники пытались противостоять Исламу, в одних случаях плохо зная его, в других – намеренно скрывая его истинность.

Хотя позже это сопротивление и изменилось в связи с позицией в отношении Византийской империи, автор подчеркивает, что христиане воспринимали торжество Ислама как «наказание Господне» за грехи, совершенные ими.

Абду Касым отмечает, что установление власти мусульман спасло православные церкви от притеснения и вражды византийцев, позволив этим церквям существовать по сей день.

Автор пишет, что исламские власти старались устанавливать хорошие связи с местными церквями, оказавшимися под их властью, беря под защиту жизнь, имущество и само существование тех из них, которые не нарушают закон. Это покровительство обуславливалось восприятием христиан как «людей, находящихся под покровительством» - ахль аз-зимми, о которых эти власти обязаны заботиться.

Во второй части книги рассматривается период с VII по XVI века. Здесь автор рассматривает историю развития имиджа «другого» в католической Европе и арабо-исламском мире. Он отмечает, что в этот период связи между Европой и исламским миром на человеческом уровне основывались на неведении друг друга. Как пишет Абду Касым, если мусульмане и знали христианства, это не значит, что они знали европейцев на социальном уровне и как людей. Точно так же тот воображаемый образ мусульман и Ислама, который своими перьями начертала европейская элита, показывает, что европейцы были мало знакомы с мусульманами. Так, по мнению автора, теми элементами, которые поставили свою печать на восприятие «другого» с обеих сторон, были невежество и страх.

Автор пишет, что особенно в тех странах, в которых происходило соприкосновение с исламским миром, особенно очевидно проявлялась вражда со стороны европейцев. И даже когда в крестовых победах мусульмане потерпели ряд поражений, для того, чтобы войну против мусульман представить истинной, пропаганда крестоносцев велась на истерических нотах. Да и сам исламский мир, получив возможность во время крестовых походов близко познакомиться с крестоносцами, составил о них самое негативное впечатление. Но все же автор отмечает, что, несмотря на все это, далеко не все связи с «другими» носили негативный и враждебный характер.

Чувство «узнавания друг друга» все же преобладало над чувством «враждебности».  Это объясняет, с одной стороны, подъем арабо-исламской культуры, с другой – приход эпохи Возрождения в Европу в конце Средних веков и сопутствующий ей интенсивный «процесс переводов».

В третьем разделе книги автор исследует тему «толерантности» между Европой и исламским миром. Он говорит, что арабо-исламская культура приняла «других» и сумела воспользоваться их достижениями.

По мнению автора книги, «процесс переводов» на европейские языки с арабского языка древнеиндийских, китайских и персидских книг является ничем иным, как одним из видов «толерантности» и принятием «других», подразумевающим пользование опытом и знанием «других». Историческое развитие распространило в европейской культуре понятие «толерантности». Это было осуществлено в том числе и политическими, социальными и интеллектуальными силами путем ослабления господства церкви в Европе.

Бетуль Акйуз

Источник: www.timeturk.com/tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку