Исламские новости

Можно ли дома совершать намаз вместе с имамом Масджид аль-Харама? 22 Августа 2012

Можно ли дома совершать намаз вместе с имамом Масджид аль-Харама?

Известный турецкий богослов Али Риза Демирджан выступил с фетвой, согласно которой можно совершать намаз дома, следуя за прямой трансляцией из Масджид аль-Харама.

Как индивидам, так и мусульманским обществам и государствам Коран и сунна повелевают объединяться вокруг принципов Ислама, создавать узы дружбы, не разделяться, избегать того, что ослабляет их, жить в мире, прилагать усилия, чтобы стать сильными и помогать друг другу. В нашу эпоху, когда экономические и политические объединения обретают значение и распространение в мировых масштабах, из изложенных выше обязанностей вытекает, что и мусульмане должны создавать культурные, экономические и политические блоки.  К сожалению, исламский мир, которые не в силах обеспечить единообразия в системе воспитания интеллектуальной элиты и управленцев, не проявляет интереса и к этой насущной необходимости.

Но с чего-то надо начинать. Пользуясь существующими на сегодняшний день возможностями, в наших силах в рамках общественной инициативы создать культурную инфраструктуру. Распространение исламской культуры, создавая книги, занимаясь переводами и распространяя их через СМИ и интернет, использование хаджа и умры в качестве инструмента для знакомства и общения с мусульманами со всего мира, развитие туризма, разнообразные международные выставки и ярмарки можно привести в качестве примера такой общественной инициативы.

И одна из возможностей, которую предоставляют нам современные технологии, это совершение намаза, следуя теле- или радиотрансляции из Масджид аль-Харама.

Как сказал наш Пророк (с.а.в.), Аллах сделал землю местом поклонения для нашего Пророка (с.а.в.) и его уммы. Следуя повелению Корана, мы сделали Масджид аль-Харам в Мекке своей киблой. Также было приказано всем мусульманам, имеющим соответствующие материальные возможности и силы, отправляться в хадж в Мекку и совершать таваф Каабы. Поощряя нас к этому, нам было сообщено, что намаз, совершаемый в Масджид аль-Хараме, во много раз превосходит намаз, совершаемый в другом месте. В свете всех этих истин очевидно, каким великим поклонением и проявлением культурного единства будет совершение хотя бы время от времени намаза, следуя за имамом Масджид аль-Харама, к которой направлены все михрабы в мире и которая вобрала в себя Каабу.

Только представьте это - мусульмане в разных точках земного шара совершают намаз, следуя за одним имамом. А если это превратить в политический и экономический потенциал? Это культурное явление, вызывающее только восторг.

Как известно, намаз – основной вид поклонения, одна из основ Ислама. Чтобы стать истинным мусульманином, совершать намаз необходимо.

Совершать намаз с джамаатом – это обязанность, возлагаемая Исламом на мусульман, особенно мужчин. Хотя в Коране и содержатся отдельные указания на совершение намаза с джамаатом, более подробные разъяснения на эту тему приводятся в хадисах нашего Пророка (с.а.в.). Считая это важным, особенно мы хотели бы подчеркнуть, что практика совершения намаза с джамаатом, вне всякого сомнения, продлится до самого Судного дня.

Истиной является и то, что коллективный намаз объединяет мусульман, на практике разобщенных. Поэтому мы считаем, что совершение намаза по месту своего жительства, следуя за прямой теле- или радиотрансляцией из Масджид аль-Харама, является дозволенной практикой, в которой заключено много полезного. Такой намаз усиливает сознание уммы; так как в нем участвуют миллионы, то приносит неисчисляемые награды (саваб); смягчает тоску тех, кто не имеет возможности посетить священную землю; дает шанс не имеющим возможности посетить мечеть своей махалли женщинам, больным, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями участвовать в коллективном намазе; а также вносит свой культурный вклад в единение уммы.

Остановлюсь на некоторых моментах.

1)                 При условии совпадения времени намаза можно совершать любой из пятикратных намазов, следуя за имама Масджид аль-Харама. Например, если идет трансляция ночного (иша) намаза из Масджид аль-Харама и в месте вашего проживания наступило время этого намаза, то можно молиться, следуя за трансляцией.

2)                 При условии совпадения времени можно совершать являющиеся строго обязательными (фарз) и обязательными (ваджиб) пятничные (джума) и праздничные (айд) намазы, следуя за прямой трансляцией. Но так как такая практика может противоречить той мудрости (хикма), которая заложена в повелении совершать пятничные (джума) и праздничные (айд) намазы с джамаатом, мы бы особо рекомендовали совершать намаз, следуя за прямой трансляцией, женщинам, тем, кто находится в тюремном заключении, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями, для которых эти намазы не являются фарзом и ваджибом.

3)                 Человек, который совершает пятикратный намаз один или с джамаатом, может совершать намаз с намерением дополнительного (нафиля) поклонения, следуя за трансляцией любого намаза из Масджид аль-Харама.

4)                 При условии совпадения времени человек может совершать ночной (иша) и таравих намазы, следуя за прямой трансляцией. Человек, который в мечети в своей местности совершил намаз таравих в 8 или 12 ракаатов, может, следуя за прямой трансляцией, дополнить намазы до 20 ракаатов.

Человек, который уже совершил намаз таравих, может в тот же вечер, следуя за имамом Масджид аль-Харама, совершить еще 4, 8, 12, 16 ракаатов или полный намаз таравих.

Мы считаем дозволенным совершать намаз, следуя за прямой трансляцией, исходя из того, что ни в Коране, ни в Сунне, ни в фикхе нет заключений, противоречащих этому. В Коране нет какого-либо указания, на каких условиях можно следовать за имамом в намазе. Помимо нескольких основных указаний, мы не находим и детального разъяснения и в Сунне. И это естественно.

Ведь религия, которая будет действенной до самого Судного дня, должна ограничиваться лишь установлением общих принципов, чтобы успешно функционировать и в новых исторических условиях. И некоторые из таких общих принципов, связанных с нашей темой, содержатся в приводимом у Бухари и Муслима хадисе:

«Следуя за имамом [в намазе] произносите такбир, когда произносит он. Когда он склоняется в руку’, склоняйтесь и вы, когда он совершает сажда, совершайте и вы. Когда имам стоит прямо, стойте и вы». При прямой трансляции намаза имеется возможность слышать слова имам, как только он их говорит, произносить такбир, когда произносит он, совершать руку’ и сажда в то время, когда совершает он. Поэтому можно утверждать, что все основные условия, предусматриваемые в сунне для следования за имамом, выполняются.

В фикхе также нет никаких принципов, которые препятствовали бы совершению намаза, следуя прямой трансляции. Такие выработанные на основе иджтихада условия, как намерение (нийа) следовать за имамом, совершение того же намаза, что и имам, соблюдаются.

Предусмотренная в фикхе норма, согласно которой имам и совершающий за ним намаз человек должны находиться в одном месте, выведена муджтахидами мазхаба малики и не опирается на прямые указания Корана и Сунны. Помимо всего прочего, цель муджтахидов, установивших эту норму, не противоречит предоставляемой современным развитием техники возможности следовать за имамом по прямой трансляции. Ведь их целью было, чтобы в коллективных намазах, которые должны объединять мусульман, по причине нахождения в разных местах не возникли бы различия в намазе. При прямой трансляции же такой опасности нет.

Вопрос, который здесь возникает, таков: что делать, если по той или иной причине трансляция прерывается, и экран гаснет? Здесь следует поступать так же, как, согласно фикху, следует поступать в ситуации, когда имам уходит с намаза, не назначая вместо себя другого. Если за имамом следовал только одни человек, он в одиночестве завершает намаз. Если за имамом следовало несколько человек, один из них становится на место имама. Если среди этих людей нет такого, кто бы справился с обязанностями имама, то каждый завершает намаз в одиночку.

Нам кажется полезным напомнить здесь об одной продолжающейся уже долгие годы практике, частично подкрепляющей наше заключение.

Как известно, в Масджид аль-Хараме можно совершать намаз, следуя лишь за репродукторами и находясь в месте, где имама не видно, например, во внешнем дворе мечети. Если звук передается, то практически нет никакой разницы между нахождением во внешнем дворе Масджид аль-Харама или в Турции и Нигерии.

Даже если соблюдая изложенные условия, человек совершает намаз, следуя прямой трансляции из Мекки, то, вне всякого сомнения, получаемое им вознаграждение (саваб) может отличаться от того, которое получает человек, непосредственно находящийся в Масджид аль-Хараме.

Что ни говори, мы живем в эпоху, когда общение и даже заключение соглашений и договоров осуществляется через сотовые телефоны, факсы и интернет, а конгрессы, спортивные соревнования, развлекательные программы и открытые заседания показываются в прямой трансляции.

Али Риза Демирджан

 

Источник: www.takvim.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru

Возврат к списку