Исламские новости

Может ли женщина работать? 3 Июля 2012

Может ли женщина работать?

Коран поощряет, чтобы и женщины, и мужчины, работая, занимались созидательной деятельностью. Работая дома или вне его, вместе с мужем обеспечивать семью, это естественное право и обязанность женщины. В среде, когда супруги, созданные, чтобы дополнять друг друга, работают рука об руку, проблемы решаются легче, а общество получает дополнительный стимул развития.

 

Женщина имеет право и избирать, и быть избранной. Подобно тому, как она может, работать в качестве государственного служащего самого разного уровня и делать карьеру, она может стать и главой государства. В Коране нет ни одного аята о том, что женщины не могут работать или быть руководителями. Ей дается наставление много работать, но заниматься полезной для людей деятельностью. Хоть женщина, хоть мужчина, они, уверовав, должны совершать добрые дела, которые ведут людей к благу и счастью. Вознаграждением за это будет мирная и спокойная жизнь в этом мире и Рай в ахирате. Те, кто много работает и творит благие дела, являются самыми лучшими из творений в глазах Аллаха.

В эпоху после жизни нашего Пророка (с.а.в.), к сожалению, женщин постарались закрыть в домах, ограничив их свободу, их оставляли обделенными знанием, образованием и работой. Некоторые из исламских стран, в которых практиковалось такое несправедливое отношение, остались позади, может и потому, что не использовали тот потенциал, который был заложен в женщинах.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В КОРАНЕ О РАБОТЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (3/195).

«Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие» (9/105).

Подобно тому, как Коран не выступает против трудовой деятельности женщины, он поощряет эту деятельность. Чтобы женщина, работая дома или вне его, помогала своему мужу обеспечивать семью, в свете Корана и Сунны является ее самым естественным правом. Если после нашего Пророка (с.а.в.) и вводили какие-то ограничения для работы женщины, это не имеет никакого отношения к Божественным канонам и практике Посланника Аллаха. Если для того, чтобы обеспечить потребности семьи супруги занимаются трудовой деятельностью, соответствующей их природе, и являются помощниками друг друга, это приводит к обилию благ и умиротворению в этом мире. В семье мужчина и женщина в соответствии со своими качествами, дополняющими друг друга, разделили свои обязанности. По ее природе и качествам главной обязанностью женщины является руководство домом, так как она наделена способностью любить и воспитывать, то на нее возлагается обязанность заниматься детьми. Основной обязанностью мужчины же является обеспечивать семью с материальной точки зрения и защищать ее от внешних негативных факторов.

В трудных жизненных ситуациях, когда положение семьи меняется в худшую сторону, подобно тому, как супруги помогают друг другу в исполнении своих обязанностей, в зависимости от обстоятельств может произойти и смена ролей. Главное – с любовью, уважением и милосердием сохранить семью. В Коране сказано: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Рум 30/21).

 

ВЕРШИТЕ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай» (4/24).

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16/97).

Так Коран наставляет и женщин, и мужчин. В суре Фуссилят говорится: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41/46) «Действуйте, но творите не дурные деяния, а деяния (амаль) благие (ас-салих)». Арабское слово «амаль» означает «дело; деятельность, работа; осознанное действие». «Салих» же означает «благой; положительный, чистый; приносящий умиротворение и счастье». «Амаль ас-салих», таким образом, означает «праведное деяние, благое деяние». В таком случае, и мужчина, и женщина должны работать таким образом, чтобы вносить свой вклад в достижение людьми блага и счастья.

Например, женщина, которая работает не ради денег, известности, а, в первую очередь, ради блага людей, женщина, которая занимает какую-то должность на приносящих пользу людям структурах, ради Аллаха решает какие-то проблемы людей, вне всякого сомнения, совершает благое деяния – амаль ас-салих. Учительница, которая работает не только ради материальной выгоды, а с любовью подходит к ученикам, старается воспитать их полезными для общества людьми, вносит свой вклад в благо и счастье для всех людей. 4-й аят суры ан-Ниса затрагивает важную тему: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить». Праведные женщины выказывают к мужу любовь, уважение и доброту, как их защищает Аллах, так и они защищают имущество, честь, тайны семьи, обеспечивая мир семейного очага. Женщины-домохозяйки, которые стараются вырастить своих детей в соответствии с современностью, дать им образование, также совершают благое деяние – амаль ас-салих.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В СУННЕ О РАБОТЕ ЖЕНЩИН

Профессор Мухаммад Хамидуллах в своей книге «Пророк Ислама» пишет: «В армии нашего Пророка были и женщины, которые сражались с оружием в руках. В походах участвовали также женщины, которые оказывали помощь раненым. Так, часто упоминается имя врачевательницы Руфайды, говорится о ее шатре. Этот шатер был разбит даже в Большой мечети Медины, сюда доставляли раненых. Поэтому следует думать, что Руфайда была не обычной врачевательницей, а имела более высокий ранг. Согласно Ибн Хишаму, она лечила раненых из племени Аслям и спешила на помощь всем мусульманам. Супруга Посланника Аллаха (с.а.в.) Айша (р.а.) часто принимала участие в походах, она готовила пищу, приносила воду и оказывала медицинскую помощь. Женщины выходили на улицу для своих каких-то дел, это продолжалось и после того, как был оглашен приказ о хиджабе для женщин. Некоторые женщины собирали на улицах финиковые косточки, чтобы продавать или дать своим верблюдам. Женщины приходили в мечети, где присутствовали и мужчины, навещали своих подруг. Супруги Посланника Аллаха принимали своих подруг и родителей, также выполняли и другую необходимую работу. В то время кроме джузов Корана не было ничего, что можно было бы почитать, поэтому они декламировали стихи, развлекались рассказами и притчами.

Одна из родственниц Хазрата Умара Шифа бинти Абдиллях еще в доисламские времена научилась читать и писать, она научила этому и супругу Посланника Аллаха (с.а.в.) Хафсу. Согласно некоторым риавятам, наш Пророк (с.а.в.) поручал ей какие-то торговые дела. Некоторые же передают, что все это происходило во времена халифа Умара (р.а.). Но, возможно, что Хазрат Умар (р.а.) давал ей подобные поручения, продолжая традицию нашего Пророка (с.а.в.). Согласно Табари, женщины имеют право и возможность быть судьями в самых разных делах. Абу Ханифа в этом случае делал исключение для некоторых трудных случаев, таких как убийство».

ПРИЗЫВ К ДОБРУ И ОТВРАЩЕНИЕ ОТ ДУРНОГО

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9/71).

Этот аят самым явным образом говорит о равенстве мужчины и женщины. Их положение с точки зрения ответственности быть рабом Аллаха по своей ценности и правам одинаково. Мужчины и женщина, будучи друзьями, должны помогать друг другу во всем. Подобно тому, как они на протяжении всей жизни сотрудничают рука об руку, они делят и ответственность. Их обязанностью является призывать к добру и отвращать от дурного. В Коране подчеркивается, что в обществе, где мужчины и женщины помогают друг другу, работают рука об руку, проблемы решаются легче, это общество прогрессирует. Те же страны, где создаются препятствия для участия женщин в социальной жизни общества, отстают во всех сферах. Как очевидно из аята, женщина имеет право избирать и быть избранной, она может занимать самые разные частные и общественные должности, вплоть до главы государства. Необходимо только, чтобы она обладала необходимыми для этого качествами, знаниями и волей. В Коране не только нет никакого закона, который запрещал бы женщине быть главой государства, но содержится пример, что она может быть правительницей. В 22-44 аятах суры ан-Намль содержится такой рассказ: «В стране Саба царицей была женщина, по имени Балкис. Жители этой страны не знали Аллаха, они поклонялись Солнцу. Когда пророк Сулейман (а.с.) узнал о них, он написал письмо царице, где призвал принять истинную религию. В если они откажутся, пригрозил завоевать их. Царица Балкис собрала совет, что призывает делать и Коран. Она старалась найти мирные пути и прийти к соглашению. В результате жители Сабы приняли истинную религию». Коран наставляет нас взять урок из этой истории. Царица Балкис поклонялась Солнцу, но другие ее поступки показывают, что как правительница, она хорошо справлялась со своими обязанностями. Так, она совещалась с народом, несмотря на рекомендации Совета начать войну, проявляя здравомыслие и проницательность, направила посланника к пророку и старалась наладить мирные отношения. Выслушав Сулеймана (а.с.), царица Балкис поняла, что его слова – истина, поэтому склонилась перед Аллахом. Из этой истории можно сделать такой вывод: если женщина обладает необходимыми качествами и компетенцией, в случае необходимости и она может быть главой государства.

ОСОБЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ ЖЕН ПОСЛАННИКА АЛЛАХА

«О, жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…» (32/33)

Коран устанавливает особые законы для супруг Посланника Аллаха (с.а.в.) – ведь на них возложена особая миссия. Так, чтобы в обществе не возникли кривотолки, им предписывается обращать внимание даже на то, как они ходят и каким тоном говорят. Кроме того, выходить из дома им рекомендуется только в случае необходимости, им дается наставление больше сидеть дома, занимаясь поклонением и обучая мусульманок.

Некоторые группы же, которые толковали Ислам в соответствии со своими эгоистическими пожеланиями, добавив еще и выдуманные хадисы, эти особые законы, предписанные только для жен Посланника Аллаха (с.а.в.), стали применять по отношению ко всем женщинам. Между тем, в Коране помимо этих особых адресованных женам нашего Пророка (с.а.в.) законов, нет ни одного аята о том, что женщины должны быть запертыми дома, им не следует получать образование. Наоборот, наша священная Книга призывает женщин учиться, получать образование. Когда в эпоху после нашего Пророка (с.а.в.) стали создавать институт гаремов, заставили женщин излишне укутываться, закрыв их дома, не давали им работать, все это было притеснением, причиной невежества женщин. Некоторые исламские страны, которые не допускали к участию в общественной жизни женщин, составляющих половину населения, не использовали заложенный в них потенциал и, может, и поэтому, отстали во многих областях.

Источник: www.kurandasevgi.gen.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку


Guest, 04.07.2012 11:54:28
у женщины не должно быть проблем с возможностями и она должна корректно раставлять приоритеты где муж ей в этом основной наставник