Исламские новости

Гёрмез: на Ислам оказывают давление извне 26 Июня 2012

Гёрмез: на Ислам оказывают давление извне

Глава Управления по делам религии Турции Мехмет Гёрмез в интервью информ-агентству «Джихан» говорит, что оценивать события, происходящие после арабских революций, в качестве только шиитско-суннитского конфликта является серьезной ошибкой и даже сокрытием истины.

Глава Дийаната профессор Мехмет Гёрмез дал интервью турецкому информационному агентству «Джихан» («Cihan Haber Ajansı»). Он отметил, что столкновения, происходящие в таких странах, как Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, оценивать чисто как возобновление шиитско-суннитского конфликта категорически неправильно. «Всем известно, что в литосфере имеются линии тектонических разломов, и когда давление на эти линии растет, случаются землетрясения. Точно так же в исламском мире на линии культурных и религиозных разломов оказывают огромное давление извне. Это и меняет баланс в исламском мире», - сказал профессор.

По словам Гёрмеза, на исламский мир оказали самое разное влияние ряд изменений как социального характера, так и связанные с системой управления: «Сначала в исламском мире произошли потрясения, связанные с развалом империй, потом начался колониальный период. Еще позже наступила эпоха поддерживаемых бывшими метрополиями тоталитарно-деспотических режимов. Я думаю, что оценивать в качестве только шиитско-суннитского конфликта вызванные этими событиями потрясения и последовавшие за ними вооруженные столкновения не является правильным, это сокрытие истины». Глава Дийаната отмечает, что хотя столкновения имеют вид шиитско-суннитского конфликта, но это только видимость, суть их совершенно иная.

Когда происходил развал мусульманских империй, в эпоху колонизации и тоталитарных режимов целые поколения исламского мира отдалились от исламской культуры и мировоззрения, но, несмотря на это, старались решить связанные с самоидентификацией и свободой проблемы в рамках Ислама: «Система образования не способствовала этому. К тому же, было немало и других насущных проблем, таких как безграмотность, бедность. Все это и способствовало созреванию среды конфликта. Неправильно оценивать это только как религиозный или только как суннитско-шиитский конфликт».

Подчеркивая, что доклады о религиозных свободах и правах человека, которые то и дело представляют различные западные организации, носят характер политического заказа, господин Гёрмез сказал: «С тех пор, как я стал главой Дийаната, я прочитываю все доклады этого рода. И это укрепило меня во мнении, что все это политический заказ». 

Он привлекает внимание к тому, что многие страны, где явно нарушаются права человека, в этих докладах даже не упоминаются. «Если в них ни слово не говорится о случаях не то что исламофобии, но и антисемитизма в Европе, то некоторые локальные проблемы, например, в Турции в этих докладах представлены как самая большая проблема», - отмечает глава Дийаната.

Профессор Гёрмез не отрицает, что в Турции есть определенные проблемы в этой сфере. Например, национальные и религиозные меньшинства вынуждены отправлять своих детей в другие страны для получения религиозного образования: «То, что в Турции для подготовки священнослужителей последователи армянской церкви нуждается в Армении, православные отправляют молодых людей в Салоники или даже джафариты - в Иран, я оцениваю как серьезный недостаток в своей работе. Я хочу сообщить, что в этой области будут сделаны важные шаги».

По мнению главы Дийаната, в вопросе религиозных свобод или прав человека пытаться применять принцип эквивалентности является неправильным: «Я думаю, что с точки зрения Ислама является неправильным выдвигать претензии вроде: «Сколько прав вы дадите мусульманам в своей стране, столько и мы дадим немусульманам в нашей». Наоборот, насколько они ущемляют в правах мусульман, настолько мы должны быть щедрыми в отношении предоставления прав, потому что это велит нам наша религия».

Господин Гёрмез коснулся и темы недавнего открытия представительства Дийаната в Великобритании. По его словам, первым опытом работы Управления по делам религии в иностранных государствах стало оказание религиозной поддержки гражданам Турции, осевшим в разных городах Европы в поисках работы. «Но после в сфере религиозного образования и религиозных услуг произошли огромные изменения. В исламском мир, особенно после распада СССР и Югославии, в этой сфере резко увеличились потребности. И нашим вторым опытом было организация религиозного обучения и религиозных услуг в этих регионах», - продолжил он.

После 2000-ого года огромные изменения произошли в двух сферах. «Первая – отныне, фактической, в каждой стране мира образовались мусульманские меньшинства. У этих меньшинств скопились горы проблем. И они ждали помощи, особенно, от религиозных структур тех стран, которые являлись колыбелью исламской цивилизации. В своей сути, сначала они получали помощь и от других исламских стран, но между характером этой помощи и культурной тканью названных стран возникли противоречия. В связи с этим огромные надежды стали возлагать на Дийанат», - поведал профессор Гёрмез.

Далее он отметил, что во всем мире наряду с ростом интереса к религии и религиозным ценностям появилась такое понятие как «религиозный диплом» и продолжил: «Между всеми религиозными организациями были созданы связи. Эти связи должны оказывать влияние на будущее обществ. По этой причине Дийанат превратился в организацию, которая совместно с Вакфом Управления по делам религии во всем мире открывает исламские лицеи, факультеты богословия, которая дает возможность учащимся со всего мира получить в Турции религиозное образование любого уровня».

Источник: www.cihan.com.tr
Перевод: www.islam-portal.ru
 

Возврат к списку