Исламские новости

Светскость с перспективы ислама 14 Мая 2012

Светскость с перспективы ислама

В Турции, в стране, в качестве модели для себя избравшей западную цивилизацию, даются весьма разные определения светскости, отдельные люди и группы оценивают ее со своих точек зрения. Главной причиной этого является то, что породившие светскость социальные, экономические и культурные причины появились и развивались в ходе течения истории Европы, и когда предлагается подобная основа для исламских обществ, это не отражает реальность.

Слово лаицизм (движение за секуляризацию) происходит от греческого laikos «народ; люди, не принадлежащие к духовенству». Под этим словом подразумеваются реформы, призванные отделить друг от друга религию и государство, церковь и государство. Здесь есть один пункт, на который следует обратить внимание. А именно – никого не должны принуждать к светскости. Но, к сожалению, упрощенные толкования этого понятия до сих существуют.

Для того, чтобы дать беспристрастную оценку какого-то явления, понятия, следует обратиться к условиям эпохи, которая его породила. Так же и для того, чтобы понять ситуацию со светскостью, следует обратиться к обществам Древней Греции и Рима, которые считаются основой европейской цивилизации.

Цивилизации Древней Греции и Рима были языческими, где существовал культ множества богов.  Жизнь делилась на разные сферы, и для каждой из них, для любви, для вина, для красоты, для войны и т.п. был назначен свой бог. Такая система верований правящего класса не обеспечивала никакой пользы для класса рабов, наоборот, только усиливала их притеснение. Христианство, выступающее против этого притеснения и несправедливости в первые века н.э., призывало к милосердию и любви. Этот призыв собирал возле христианских лидеров людей, подвергающихся угнетению.

Распространение влияния христианства вскоре обратило на себя внимание правящих классов. В конце концов, правящий класс принял эту религию в качестве официальной. Когда невежественные, но искренние люди стали христианами, были привязаны к церкви, этот фактор стал помогать правящим классам эксплуатировать их. Церковь, способствуя существованию деления общества на классы, сама присоединилась к эксплуатации.

В Средние века церковь считала себя представительницей истины. Все, что не соответствовало ее нормам, объявлялось неверием. Такое понимание стало причиной ограничения деятельности ученых, появления разных восприятий религии. На Западе жизнь и люди разделились на две группы: душу человека и его материальную суть монополизировала церковь, другую часть материального – правящие круги, в феодальный период – сеньоры.

Феодальная система отвечала интересам церкви. Это положение создавало среду для эксплуатации веры народа. Такие явления, как продажа земли в Раю, индульгенций, суды инквизиции над учеными и деятелями искусства, являются важными примерами того, как церковь держала под своим контролем общество.

Изменение восприятия религии заставило действовать некоторых деятелей, настроенных против церкви. Такие реформисты, как Мартин Лютер, Кальвин, выступая против распространенного в то время христианского вероубеждения и создав «новое понимание религии», заложили основы светскости в современно понимании. Возникло множество христианских движений, начиная с протестантизма. Лютер, выделивший отвратные черты современного ему католицизма, послужил буржуазии. Если направленные на секуляризацию буржуазные революции в Европе обрели материальную и общественную поддержку, то причиной этого является демонстрируемый на протяжении столетий церковный фанатизм.

Фанатизм церкви, эксплуатация народа, критические явления в экономической и социальной жизни стали причиной реформ. И тот факт, что хотя в исламском мире и были схожие условия, понятие светскости было импортировано с Запада, заставляет задуматься. Большинство условий, приведших к появлению этого понятия, в исламском мире отсутствовали. В Исламе нет класса священнослужителей, наша религия как не обращена полностью к делам этого мира, так и не обращена полностью к миру загробному. Ислам – это религия, соединяющая в себе мирское и духовное.

Начиная с первых лет Турецкой Республики, светскость некоторыми кругами стала использоваться в качестве орудия для подавления мусульман. Суть преобразований, совершенных до 1938 года, составила «светскость». Перевороты совершались под предлогом установления светскости, права человека выводились из этой же светскости.

Ислам – это религия, имеющая целью привести человека к счастью. Ислам стремится во всех областях жизни установить принципы социальной справедливости и правды. В Турции те, кто годами унижался из-за своего платка, кто несмотря ни на что стремился исполнять свои религиозные обязанности, подвергались притеснению светскостью. И если светскость является понятием, связанным с государством, то ее превратили в «образ жизни». Т.е. сделали из нее своего рода религию. В Турции государство вместо того, чтобы предоставить свободу Исламу в области образования, общественных отношений, взяло его под свой контроль.  А это вмешательство государства в дела религии.

Светскость является плодом искажения христианства. И светскость никогда не может быть для мусульман образом жизни.

Вассалям…

Умар Оздаг

Источник: www.hurseda.net

Перевод: www.islam-portal.ru

Возврат к списку