Исламские новости

Шахиды светского государства 17 Апреля 2012

Шахиды светского государства

В Турции бурное обсуждение вызвало предложение правительства считать жертв терактов шахидами. Турецкий журналист и писатель Акиф Эмре привлекает внимание к тому, что государство пытается давать определение религиозным терминам. «Несмотря на принцип светскости, которым государство хвастается при каждом удобном случае, его обращение в трудных условиях к религиозным терминам, ритуалам отнюдь не новое явление», - пишет он.

Самая главная точка, в которой общество и государство в Турции, обычно, не могут найти общий язык, это их связь с религией. Как правило, связь, которую государство устанавливает с религией или же полностью отрицает таковую, оказывая непосредственное влияние на отношения между государством и обществом, создает пропасть между ними. Когда государство, отказавшееся примириться с религией, встретило неприятие общества, то оно обратилось к якобинской светскости, социальной инженерии.

Так как обе модели не устраивали общество, было неизбежно, что они не уничтожат пропасть, а только породят новые проблемы и конфронтацию. Хотя дело превращение этого кризиса в такой, что его можно было пережить, отсрочить было поручено консервативной правой власти, связи, которые эта власть строила с обществом, были лишены истинных основ. Кроме того, правое консервативное правительство с целью смягчения напряжения между государством и обществом, вместо того, чтобы постараться уничтожить глубокие противоречия, стало заигрывать с религиозными чувствами общества, стараться деформировать их. Со временем эти религиозные чувства, укоренившиеся в сознании, совести, памяти общества, оно секуляризировало через «протестантизацию». Не меняя, в своей сути, отношений между государством и религией, оно постаралось опустошить содержание религии, упростить ее.

Нет никакого сомнения в том, что этот процесс осуществлялся под руководством людей, находящихся у власти. Лозунги, легализированные и поддерживаемые знаниями, которыми обладало правое правительство, до наших дней дошли в неразрывной связи с «эволюцией», именуемой духом эпохи. Государство, не исправившее своих отношений с религией, вмешалось в отношения между обществом и государством, осознанно стараясь по-своему модернизировать, секуляризировать и религию, и общество.

Чтобы понять происходящее сейчас, недостаточно только политического анализа. Эти события многогранные и сложные. Парадоксальным образом, социальная инженерия, направленная на опустошение содержания религии  во имя примирения государства и общества с религией, секуляризация, может помешать нашему правильному восприятию событий. К тому же, всячески закрывается вопрос, насколько этот процесс, проводимый совместно СМИ, интеллигенцией, консервативными религиозными политиками, связан с самой религией.

В результате, хотя и ценой изменения природы общества препятствуют  установлению связей общества с религией, являющейся его истинной сутью, государство, которое никак не собирается отказываться от своего священного статуса, традиционно унаследованного им, помимо всего прочего, еще и откладывает споры. Принципы режима Республики в качестве достижения общества записаны на здании государства.

Несмотря на принцип светскости, которым государство хвастается при каждом удобном случае, его обращение в трудных условиях к религиозным терминам, ритуалам отнюдь не новое явление. Новым является лишь то, что содержание религиозных терминов выхолощено секуляризацией консервативной религиозной идентичности и сознания. Также не ново, чтобы государство, своим отличительным признаком провозглашающее светскость, давая определение религии, вмешивается в ее дела. Но следует напомнить:  затрудняет понимание этого процесса то, что почва для легализаций этих определений готовится руками консервативных религиозных слоев.

Что же касается использования термина «шахид» государством, то осознаете ли вы, что теряете? Когда чисто религиозный термин используется во внерелигиозной сфере, то создается целый ряд секулярных понятий, начиная от шахида дорожного происшествия до гражданского шахида. Разве это не является попыткой государства, обратившись к новому термину, пройти тест на легитимность уже сколько лет сохраняющейся дистанции между ним и религией?

Лишение термина содержание, конечно, производится не только лишь государством. В прошлом один из наших консервативных писателей, утрируя «просьбу о прощении» и впадая в ориентализм, составил анахронические комментарии к истории Андалусии. В его труде присутствует такая фраза: «Мусульмане, создавшие цивилизацию Андалусии, силой завоевали Испанию, поэтому они заслужили, чтобы их силой выдворили оттуда, а на сегодняшний день от них мало что осталось». Эта фраза не только просьба о прощении, в которой смешиваются понятия джихад и террор. Это комментарии, которые во имя якобы бы примирения ни во что не ставят законность проживания мусульман на занимаемых ими сейчас территориях.

В дни, когда заговорили о вхождении в ЕС, один из наших депутатов от консервативных религиозных сил, отправляясь в хадж, сказал: «Я буду просить дуа о нашем вступлении в ЕС». Также министр, отвечающий за отношения с ЕС, делая ссылку на религию, пытается спасти положение с другой стороны: «Мы умма пророка, жена которого занималась бизнесом. Но, к сожалению, мы отдалились от основ Ислама». Как это понимать? Если мы станем подгонять себя под стандарты ЕС, то приблизимся к основам нашей религии?

Какой ответ можно дать на обвинения в том, что во имя нормализации отношений между религией, государством и обществом религию делают орудием по виду кажущейся религиозной политики ради решения каких-то повседневных вопросов?

Экиф Эмре

Источник: www.timeturk.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку