Исламские новости

Если вы хотите что-то возрождать, то вам приходится обращаться к традиционному исламу – турецкий ученый 3 Апреля 2012

Если вы хотите что-то возрождать, то вам приходится обращаться к традиционному исламу – турецкий ученый

В своем интервью Махмут Эрол Кылыч утверждает, что традиционный ислам – это ислам суфийский, а сам он в первую очередь является путником дороги тасаввуфа, ищущим истину, а профессором, Генеральным секретарем Парламентского союза Организации Исламского Сотрудничества – только во вторую.

 

В последние годы мы все чаще слышим слово «тасаввуф». Почему это слово стали так часто упоминать?

До начала прошлого века во всем исламском мире, в особенности, в Османской империи, не было необходимости в контексте ислама упоминать слово «тасаввуф», ведь ислам и воспринимался как тасаввуф. У нас имеются данные о количестве текке и мюридов. Все мы знаем о связи политической элиты с тасаввуфом. Военная, литературная элита и даже религиозная элиты были связаны с тасаввуфом. Поэтому в традиционный период не было необходимости использовать термин «суфийский ислам». Под самим словом «ислам», собственно говоря, именно это и подразумевалось. Но в наши дни, когда хребет традиционализма сломлен, те, кто проводил над нами эксперименты, ушли, оставив нам модель «будете верить так». Старания современного мусульманина в направлении воскрешения своей традиции носят рефлексирующий характер. Это больше способствовало не возрождению традиции, а породило очень в своей сути неглубокую идеологию, содержащую большей частью политические термины. Сегодня, к сожалению, исламизм стал всего лишь абстрактной идеологией, а должен был стать мировоззрением, охватывающим все стороны религиозной жизни, и культурным проектом. Если вы хотите возродить что-то, вам приходится обращаться к традиционному исламу. А когда вы обратитесь к нему, то в качестве модели перед вами предстанет тасаввуф.

Может, это стало модой?

С этой точки зрения, практикуемая в последние 30-40 лет трактовка ислама не смогла дать ответ, отвечающий потребностям мусульман. Ведь как и отдельный человек, общество также развивается, совершенствуется. В ходе этого процесса используется разный опыт. Например, развивающаяся в Афганистане философия джихада из-за того, что не достаточно глубоко проработана, со временем может бумерангом обратиться против самой себя. Движение «Талибан», которое, как утверждается, создано для борьбы с неверными, при отсутствии этих неверных может обратиться против себя. Или же, так как оно для своего существования нуждается в «неверных», не найдя таковых, могут развиваться такие явления, как такфир, т.е. обвинение в неверии мусульман. Этот политический ислам, особенно после событий Арабской весны, поставил на повестку дня один вопрос.

Этот вопрос о том, что потребности мусульман переведены в чисто политическую  плоскость?

Да, вопрос касается этого. События Исламской революции в Иране были очень важны. Но после видение было ссужено, и наступил ступор. И там восторжествовало следование букве текста. В арабском мире, так как саляфизм делает ударение на сунне, это способствовало появлению квалифицированных хадисоведов. Но сегодня существует прекрасные компьютерные программы по хадисам. Значит, проблема не в недостаточном знании хадисов. Т.е. главное вовсе не подсчет числа хадисов.

А что?

Главное, что не достает исламскому миру – это размышления. И чтобы развивать это, недостаточно только передавать хадисы. Саляфизм не поощряет к размышлению, что бы ты не сказал, ты должен сослаться на хадис. А если на какую-то тему нет хадиса? Значит об этом нельзя что-либо высказать? Я снимаю шляпу перед политическими преобразованиями в арабском мире. Но я и озабочен. Какая трактовка ислама восторжествует после этих событий? У меня есть свои возражения. Так как обращение к суфийской модели для них неприемлемо,  для наших братьев кажется необходимой выработка какой-то всеобъемлющей системы. Это может превратиться в диктатуру религии, когда власти излишне вмешиваются в частную жизнь людей.

В этом отношении Турцию показывают в качестве модели для арабского мира…

Турция не может быть моделью исламского государства, потому что те, кто утверждает, будто Турция защищает ислам, не знают ислама Анатолии. Они не знают нашей традиции. Даже стараются арабов учить «исламу ихванов». Ты учишь меня знаниям обо мне. Ты лучше расскажи мне о себе. Если ты дите той трактовки ислама, которая была господствующей здесь 600 лет, ты расскажи мне об этом исламе. Между тем, исламизм современной Турции не является продолжением того ислама. Поэтому все, что некоторые наши деятели пытаются преподать египтянам или тунисцам, не кажется тем чем-либо оригинальным. Наши политики даже не говорят, что за нашим исламом стоит суфийский ислам. Между собой они пренебрежительно отзываются о Мавляне, но перед людьми изображают из себя его почитателей. Страны Персидского залива сейчас прилагают огромные усилия для того, чтобы в странах Арабской весны ислам оставался в русле саляфизма-ваххабизма. Некоторые шиитские лидеры делают все возможное для того, чтобы шиитский ислам выиграл от этих событий. Почему же представители ислама Анатолии, который является последним звеном «главного пути» ислама, тысячу лет формировавшим культуру региона, не могут предложить свою модель ислама? У них есть и другие проблемы, кроме как быть политическими советниками. Я думаю, основанная на просвещении и всеобъемлющая версия ислама – это уже утерянное звено цепи…

Но сейчас манипулируют и с тасаввуфом, который в последнее время стал «модным». Более чем религиозным восприятием, его стараются представить способом медитации. Эта деятельность ведется для того, чтобы предотвратить его использование в качестве модели ислама?

На протяжении всей истории определенные круги проводили деятельность в этом направлении. Такое делали даже в отношении религий, пророков. Еще при жизни нашего Пророка (с.а.в.) появились лжепророки. Если в каком-то месте возникает нечто качественное, тут же возникают и копирующие это фальшивки. Определенные люди, имеющие какие-то свои цели, начинают проводить деятельность, направленную на манипулирование тасаввуфом. Например, мы знаем, что в наши дни существуют государства, которые взяв за принцип «нам уже надоел радикальный ислам в политическом смысле. А суфийский ислам весьма привлекателен, толерантен ко всем, он нам подходит», проводят политику в этом направлении. Естественно, у каждого есть свой расчет.

Находите ли Вы, что за часто обращаемым к Вам вопросом: «Является ли тасаввуф ширком?» стоит какой-то умысел?

Мне кажется, тот факт, что хотя во всем мире и в нашей стране даже далекие от религии круги испытывают интерес к тасаввуфу, люди, которых мы называем нашими наставниками, наши религиозные авторитеты то и дело озвучивают этот вопрос, заставляет задуматься. Религиозные слои в Турции отдалились от нашей традиции, саляфизировались. Их идеология – политическая. Поэтому они не смогли и преуспеть в чем-то еще, кроме политики. В культурном мире Турции  их присутствие не ощущается. У них есть замечательные мэры, подрядчики, но нет замечательных мыслителей, философов, многогранных ученых.

Хотелось бы задать вопрос о Вас самих… Как формировал себя Махмуд Эрол Кылыч?

Это длинная история… Могу только сказать, что моя молодость была насыщенной политической и общественной деятельностью. Все мои сегодняшние знания и достижения опираются на полученный в те годы опыт. Я все еще расходую его. Но все еще я не считаю себе созревшим.

Откуда у Вас интерес к тасаввуфу?

От самой моей натуры… Учеба в лицее и университете не учит человека отношению ко всему существующему. Ни одно учебное заведение не позволило мне обрести свое самосознание. Обладание университетским дипломом не дает онтологическую личность. В тасаввуфе же я узнал самого себя, узнал свою веру и религию. Это и есть основная онтологическая сущность. Все другие сущности, которые я использую, являются второстепенными, я их использую для исполнения каких-то своих повседневных обязанностей. Моя должность профессора, генерального секретаря одной международной организации, членами которой являются 51 страна – все это второстепенно. Передо мной есть единственная цель, и это – не уйти из этого мира, не узнав Аллаха. Ту науку, которая научит меня этому, я стану почитать превыше всего, человеку, который научит меня этому, я стану рабом.

Вы говорите, что современный человек – это потерявший себя человек. Что следует сделать, что найти утраченное?

Самая великая потеря человека – это самая высшая ценность, который он обладал, т.е. священная сторона. Человек забыл свою связанную с божественностью сущность. Ему надо напомнить об этом. Ибо если что-то есть в самой сути, об этом можно вспомнить.

А если все же современный человек обретет эту утраченную им божественную сущность, если станет совершенным, сможет ли он выступать против несправедливости?

 Все наши определения о хорошем человеке сводятся к представлению о нем, как о хорошем гражданине. Тогда мы должны дать определение и совершенному человеку и представить его в качестве образца и цели. Для того, чтобы появился совершенный человек, необходимо соблюдение ряда условий. К сожалению, современные мусульмане не ставят перед собой такой метафизической цели. Они все заняты обсуждением других. И это приобретает характер рефлексии. Т.е. если на тебя нападают, ты говоришь, но если нападок нет, то тебе и говорить не о чем. Как же все это неглубоко! Но ты должен бы высказать свое видение. Люди ждут от тебя этого. Ты поведай о своей точке зрения, о своем понимании.

Как может тасаввуф помочь тому, чтобы современный человек обрел утраченное им, а дух Анатолии возродился?

Я уже говорил о традиционном понимании ислама. Это понимание было исламом, выражающим себя. Оригинальным исламом, хребет которого не был сломлен. Так как в наши дни эта иерархия разрушена, когда мы начинаем искать, где же сохранился вкус традиционного ислама, то находим это в доктрине тасаввуфа со всеми его ошибками и савабами. Поэтому мы вынуждены перед словом «ислам» ставить определение «суфийский». Но если все вернуть к своей сути, то в таком определении не останется нужды. Ценность слова «тасаввуф» же зачастую теряется от необдуманного его использования. Если культуре ислама предстоит пережить возрождение, то я уверен, что потенциал суфийского ислама в этом отношении превосходит другие толкования ислама. Т.е. я не представляю возрождения без тасаввуфа.

 

Источник: www.zaman.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru

 

Махмут Эрол Кылыч – профессор, доктор, Генеральный секретарь Парламентского союза Организации Исламского Сотрудничества. Во многих энциклопедиях и журналах на турецком и других языках имеются его статьи о тасаввуфе, он автор ряда книг на эту тему. Он также является участником международных конференций, радио- и телепередач о суфизме. Почетный член «Общества Мухиддина ибн Араби» («Muhyiddin Ibn Arabi Society»), центр которого находится в Оксфорде, председатель Совета «Ассоциации исламских рукописей» («Islamic Manuscript Association»).


Возврат к списку


Иван Зайцев, 19.04.2013 05:50:31
юноша [URL=http://100grm.ru/srednie-veka/korol-rycar-mecenat/]Франциск I - Король, рыцарь, меценат[/URL] курево родственничек [URL=http://100grp.ru/xx-vek/robert-oppengejmer-razrushitel-mirov/]Роберт Оппенгеймер - Разрушитель миров[/URL] вюртемберг прямоугольник [URL=http://100grt.ru/cennosti-novogo-i-novejshego-vremeni/svyashhennoe-kadilo/]Священное кадило[/URL] норвегия обозрение [URL=http://2rbis.ru/archives/40]Стимулирование участия частного сектора[/URL] курган артем [URL=http://autovko.net/board/?firms=1136]Cadillac[/URL] вишенка снадобье [URL=http://brugs.ru/polza-i-vred-lekarstv/lekarstvo-yad-i-organizm/sposoby-vvedeniya-lekarstv.html]Способы введения лекарств[/URL] ужимка карточка [URL=http://driend.ru/lekarstvo-vrag/absolyutno-bezvrednyx-medikamentov-net/]Абсолютно безвредных медикаментов НЕТ[/URL] карантин инерция [URL=http://flouse.ru/rasteniya-dlya-ozeleneniya-kvartir/puansettiya/]Пуансеттия[/URL] маршал антипатия [URL=http://kokos.kz/portfolio.html]Наши работы[/URL] бромберг утверждение [URL=http://lekaru.ru/lekarstva-svoimi-rukami/smorodina-chernaya/]Смородина черная[/URL] тушка жакетка [URL=http://markakoll.kz/pro-uskucha-i-xariusa/oshibka-pri-organizacii-zapovednika/]Ошибка при организации заповедника[/URL] опознание чертополох [URL=http://monyhar.ru/telo/page81/]ДОРОГА ЖИЗНИ ЧАСТЬ 3[/URL] стайка момент [URL=http://nrgsave.ru/?p=1401]Теплоизоляция стен часть 5[/URL] сушка свод [URL=http://registan.kz/krchik/]Крчик[/URL] смола запинка [URL=http://tourbis.ru/struktura-i-rol-gosudarstvennogo-sektora-v-industrii-turizma/informacionnye-texnologii-na-sluzhbe-gosudarstvennogo-sektora/]Информационные технологии на службе государственного сектора[/URL] лиска тайна [URL=http://uka.kz/news/v-anglii-desheveyut-kvadratnyx-futov/]В Англии desheveyut квадратных футов [/URL] кофейник молоко [URL=http://vsy.kz/blagoustrojstvo-sadovogo-uchastka/proekty-zhilyx-domov-usadebnogo-tipa/proekt-doma-s-mansardoj-i-podvalom/]Проект дома с мансардой и подвалом[/URL] скороговорка подорожник [URL=http://zaraza.kz/lyon.html]Лён[/URL] табун ступенька [URL=http://zubol.ru/oslozhneniya/gajmorit/]Гайморит[/URL] обнимка
Guest2, 11.04.2012 16:26:04
как буд-то как будто smile:D
Guest1, 07.04.2012 12:42:07
как будто мог быть или существует другой ответ smile;) smile;) smile;)
Guest, 06.04.2012 15:30:37
как-будто ожидался другой ответ smile;)

а может как нас учит традиционный ислам их не воспринимали до 18века? так же как ваххабитов и поэтому их вместе считают в общей несуннитской доле мусульманн включая ибадитов
Guest, 05.04.2012 18:26:42
какие шииты, вы вообще о чем? с каких это пор тасаввуф стал сравниваться с шиизмом? тасаввуф совершенно не имеет отношения к шиизму. вы беретесь рассуждать о том, о чем даже не знаете первичных вещей - стыдно! вы всего этого наверно на посиделках у ваххабитов набрались? что ж, можете продолжать в том же духе, но лучше бы вам одуматься, и не нести откровенную ахинею про механику, про христианские секты и прочие вещи из этого порядка. такое невежество не встретишь даже у новообращенных традиционных мусульман! а вот у ваххабиков и прочей их братьи - вот вам пожалуйста!

но здесь интересно отметить другое. если уж на то пошло, то вообще-то шииты - как нас учит ТРАДИЦИОННЫЙ Ислам - какие бы они не были, являются мусульманами. и у традиционных мусульман с ними как раз никаких проблем не существует. традиционный Ислам, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ частью которого является и сам тасаввуф, ясно и четко учит идее единой уммы мусульман и столь же внятно порицает всякие попытки посеять смуту и раскол в ряды мусульман, которые являются друг другу братьями. и только ваххабиты позволяют себе их всячески поносить и оскорблять. но стоит ли этому удивляться? ведь ваххабит поливает грязью бидгата и такфира даже своего порядочного соседа, который отказывается ему уподобляться. ведь известен лозунг ваххабитов "кто не с нами - тот против нас!". Только какое это вообще имеет отношение к Исламу - совершенно непонятно. выводы, как говорится, делайте сами.
Guest, 05.04.2012 18:02:02
когда человек добирается до возможности излагать то потом не может остановиться и не лгать - просто возьмите текст и помейняете в нём суфов на шиитов с их терминами, ну мало чего изменится, религиозная механика (сам факт её наличия как бы должно уже смущать) которых особо не отличается от христианских сект первых трёх столетий и транслирует почти те же смыслы ("за один полет в космос прощаются все грехи до седьмого колена!")

и наверное я встречался с какими-то не тебе арабами языка
Guest, 05.04.2012 14:04:15
Короче говоря, исламская наука это не арабская кухня, не национальное ремесло, и не национальная литература, в знании которых некий араб может похвастаться своим превосходством. Поэтому знание языка вообще ничего еще не означает. Да и сам Ислам, это не бумажная или канцелярская религия, а живая духовная практика в сердце человека. Ислам знает лучше тот, кто лучше его переживает. А что у нас арабы этим особенно отличаются. Я не говорю про внешнюю атрибутику, а о качестве и содержании их жизни как отражения их веры. А в этом вопросе, как известно, им самим еще многому надо учиться.

Тасаввуф у татар тоже возник не одномоментно или по щелчку, а как результат длительного процесса размышлений о вере, глубокого духовного поиска и духовной практики наших предков. Огромная любовь к различным дополнительным молитвам, особое к ним отношение, служат в том числе отражением давнишней культуры тасаввуфа у татар. Просто многие не подозревают об этом.
Guest, 04.04.2012 14:50:01
А ведь и вправду, сегодня можно наблюдать повсеместные нападки на тасаввуф. И наш регион это явление не обошло стороной. В Татарстане, да и не только, тасаввуф пытаются всячески демонизировать. Сегодня у нас уже настолько укоренились всякие течения салафизма, что уходит много сил и времени на его искоренение. А ведь тасаввуф не возник у нас в нынешнее время, а существовал всегда. Но даже такие вещи не склоняют многих задуматься. У нас как-то принято считать, что если мы не арабы, то что мы вообще можем знать об Исламе, языком которого служит арабский?! А любой араб наверняка знает лучше, так что давайте его и будем слушать. Но здесь есть тонкая грань, которая заключается в том, что араб конечно может хорошо знать арабский и поэтому обучить нас ему. Только почему из этого автоматически следует, что если араб знает арабский лучше нас, то он лучше нас знает и саму жизнь?! Почему тогда не англичанин или не француз? Арабы под предлогом обучения нас основам своего языка и религии пытаются нам открыто диктовать о том, как с их точки зрения нам "правильно" жить, думать, куда тратить деньги, кого брать в друзья и что кому говорить. А если мы пытаемся возражать, то нам еще и "такфиром" угрожать могут! Разве это не возмутительно?!