Исламские новости

Роль религии в установлении общественного согласия 21 Марта 2012

Роль религии в установлении общественного согласия

Турецкий религиозный социолог Таха Унал определяет религию как «социальный цемент нации».

Социальный цемент нации

Мы были страной, погрязшей в экономических кризисах и вызванных ими политических. Правительства то и дело, не завершив свой срок, бывали вынуждены уходить в отставку. Это оказывало свое влияние на все слои общества, вчера еще бывший богатым гражданин нашей страны на следующий день мог проснуться нищим.

Исходя из политической конкуренции, наши правящие круги вступали в громкие конфликты друг с другом. Те, на кого была возложена обязанность охранять режим, в союзе с «избранными», считающими себя выше народа и свысока смотрящего на него, совершая перевороты, смещали правительства, пришедшие к власти в результате выборов. И от этих переворотов, в первую очередь, страдали опять же самые низшие социальные слои. Но они почему-то не поднимали бунты, как это происходило на Западе, и им не приходило в голову поднять флаг восстания против власти.

Почему же так? Ведь природа человека такова, что он встает на защиту своих прав, ведет борьбу всеми средствами за это. Гражданин Турции всего лишь хотел искренне исполнять требования своей религии, но за это тут же объявлялся смутьяном. Избранным им правительствам не позволяли обрести реальную силу. Кризисы, возникающие из-за того, что избранные им правители отдалялись от власти, в первую очередь били по нему же. Почему же он проявлял такую сознательность и проницательность?

Роль религии в этой сознательности

Религия являлась одним из самых важных элементов каждого общества, начиная от первобытных племен до современных городов. На протяжении истории человечества бывали общества, которые не строили дома, не имели литературу или письменность, но не было обществ, у которых не было бы Бога и храмов.

Чтобы понять, какое влияние оказывает религия на общество, следует взглянуть на ее социальные проявления. Анализ непосредственно самих социальных явлений не позволит нам прийти к правильным выводам. Т.е. как для того, чтобы произошел взрыв самым важным элементом являются не спички или зажигалка, которые подожгут газ, а сила расширения газа, так и в нашем обществе самым действенным фактором были не само это благородное поведение, сохраняемое обществом, несмотря на критические события и явления, а та причина, которая заставляла общество вести себя так.

Дух Ислама – это заботиться о других, как минимум, столько же, сколько о себе, не ложиться спать сытым, если твой сосед голоден, спешить на помощь нуждающимся, почитать гостей, а за основу в деяниях принимается довольство Аллаха и многое другое. Да, в Исламе очень важно исполнять все обязанности по отношению к Аллаху, но Сам Владыка этой религии говорит, что «обязанности человека по отношению к другим людям важнее его обязанностей по отношению к Нему».

Человеку приходится вести борьбу со многими трудностями, но тяжелее всего ему дается борьба с голодом. Поэтому развитая экономика, как и в прошлом, в наши дни остается одной из самых важных основ жизни. За всеми кризисами, конфликтами, непониманием всегда стоит экономическая борьба.

Так и за кризисами, возникавшими в Турции, всегда стояли экономические причины. Ислам, отвергая принцип «ты работай, а я буду есть», запрещает ростовщичество, в современной капиталистической экономике же этот запрет не соблюдается. В каждом повелении Ислама содержится глубокий смысл, и несоблюдение названного принципа приводит к кризисам. Другим фактором, препятствующим возникновению народных бунтов, являются зякат и садака, отвергающие такие эгоистические принципы, как «если я сыт, то какое мне дело до того, что кто-то умрет с голода». Горестное положение европейских народов, которые, не имея возможности перенести даже небольшой кризис, выходили на улицы, доказывает, как правилен и уместен этот наш тезис.

Не знаю, осведомлены ли были об этом правящие элиты или нет, но одно время реакционеры, с которыми они боролись, были источником общественной взаимопомощи, спокойствия, мира и благоденствия, потому что скреплял их, как правило, цемент религии, делающий их подобными одному организму.

Ослабевает ли эта связь?

Бросается в глаза, что, несмотря на растущее экономическое благоденствие, в основах нашего общества, начиная с семьи, наблюдаются кризисные явления. Весьма показательно, что проблемы, отсутствующие во времена кризиса и трудностей, увеличиваются во времена экономического благоденствия.

Но это весьма естественно. В человеке душа развивается наперекор телу. Т.е. насколько благоденствует тело, настолько страдает душа. Если общество, состоящее из материально обеспеченных людей, не будет в той же степени проявлять щепетильность в отношении души и духовных ценностей, то оно неизбежно ослабеет.

Человек, который проявляет терпение в экономических трудностях, переживая лишения и мучения, имеет ли он такую цель или нет, развивается духовно. В противоположном случае, если он осознанно не станет проявлять старание в этом направлении, душа может прийти в такое состояние, что не сможет дышать в удушающей атмосфере материи.

Что же мы должны делать в таком случае? Мы не можем просить у Аллаха несчастий для себя, поэтому мы должны, вознося благодарность за наше сегодняшнее состояние, во имя укрепления этих ценностей, созидающих нас как общество, уделять большее внимание нашей душе, духовной жизни. Пусть история не повторяется, пусть страны и общества, связывающие свои надежды с нами, не разочаруются в нас.

Таха Унал

tahaunal80@gmail.com

Источник: www.samanyolu.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку