Исламские новости

Мусульманская демократия и постисламизм 30 Января 2012

Мусульманская демократия и постисламизм

Шанс совместить свои традиции и универсальные принципы у мусульманских обществ следует оценивать достаточно высоко. Надо дать возможность мусульманам создать исламскую демократию, основанную на разуме, но не противоречащую откровению (вахи).

Мы живем в новую эпоху, начавшуюся после того, как 17 декабря 2010 года в Тунисе Мухаммад Буазизи, имевший образование инженера по компьютерам, но работавший торговцем овощами, совершил акт самосожжения, получив пощечину от полицейского. Мы видим, как один за другим падают режимы, которые уже целый век игнорировали общество, которым руководили.

Этот процесс, не имеющий обратного хода, вызвал к жизни новый спор: если в этих странах будет создана демократическая политическая система, а к власти придут движения, именуемые «исламистскими», то как это скажется на других слоях общества и на функционирование системы международных отношений? В своей сути это спор, который отнюдь не чужд нам. В Турции в связи с приходом к власти Партии справедливости и развития было немало высказано опасений по поводу «вмешательства в образ жизни».

Запад ли создал общечеловеческие ценности?

По моему глубокому убеждению, главная причина таких опасений и споров связан с подходом Запада и акторов, представляющих прозападные политические движения, в мусульманских обществах. Общечеловеческие ценности считаются нормами, созданными Западом. Предполагая, что ценностей и динамик местных обществ не существует, эти ценности в качестве абсолютных и неоспоримых диктуются мусульманским обществам. Но когда вы попытаетесь эти ценности в неизмененном виде прививать мусульманским обществам, то увидите, что общества закрывают себя от вас. Поэтому ни один из основанных на поверхностном подходе проектов «просвещения» и модернизации стран региона не имел значимых результатов.

Условия демократии и Ислам

Большим просчетом является то, что споры о демократии в мусульманских обществах ведутся на ошибочной почве. Если вы подходите к вопросу, производя сравнение Ислама и демократии, то этот спор может перейти бессмысленное и безрезультативное русло, так как происходит сравнение двух совершенно разных по своей сути понятий. Ислам – это основанное на откровении целое, он, как религия, охватывает все стороны жизни человека – его сегодняшний день, прошлое и вечное. Демократия же – это всего лишь используемая в политике форма правления, она является продуктом человеческого разума и подвержена изменениям. Если и возможно вести какой-то спор, то его следовало бы вести в сфере понятия «мусульманская демократия».

Демократические принципы

Демократические принципы следующие: возможность проведения свободных выборов, господство права, равенство всех перед законом, свобода совести и вероисповедания, свобода убеждения, слова и печати, свобода предпринимательства, право собственности и т.п. Ни один из этих принципов не противоречит основным принципам Ислама.

Исламская модель государства

Каждому известно, что Ислам не повелевает какую-либо форму правления, границы которой в шариате очерчены, а имя названо. Но есть общие принципы, определяющие, какой должна быть власть. Это гарантия неприкосновенности пяти ценностей, известных как основных (вера, жизнь, имущество, род, разум), установление справедливости, совещательность, свобода,  господство права и его функционирование, равенство, подавление смуты (фитна), обеспечение мира и т.п.

Аллах установил только общие принципы, разработать систему же предоставил самим мусульманам. Создав на основе этих принципов соответствующие их условиям системы правления, мусульмане воплощают их в жизнь, прилагая усилия для поступательного развития. Поэтому дело управления оставлено людям, это «дела человеческие». Правление – это дело, основанное на разуме.

Соотношение местного и общечеловеческого

Если демократия – это система, созданная разумом, а в Исламе форму правления предоставлено устанавливать самим людям на основе разума, в таком случае, вы можете сказать, что, взяв за основу достаточно приемлемую модель демократии Запада, допустимо привести ее в соответствие с принципами Ислама. Но следует учитывать, что нельзя говорить об одной единственной модели демократии. Демократия во Франции, Германии, Англии, Швеции, США имеет свои отличительные особенности. Создавая модель правления, вы не можете игнорировать исторические условия региона, его общественные и культурные ценности, религию, самосознание и традиции общества, традиции, связанные с самореализацией и обновлением. Все это имеет свои особенности в каждой стране.

В качестве вывода хотелось бы сказать: шанс совместить свои традиции и универсальные принципы у мусульманских обществ следует оценивать достаточно высоко. Надо дать возможность мусульманам создать исламскую демократию, основанную на разуме, но не противоречащую откровению (вахи).

Айхан Оган, председатель Платформы гражданской солидарности Турции

Источник: www.timeturk.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку