Исламские новости

Двери иджтихада не закрыты! 14 Августа 2019

Двери иджтихада не закрыты!

«Методология исламских наук», переведенная Хидайетом Зертюрком на турецкий язык, заслуживает внимание и тем, что является книгой по методологии, написанной в эпоху модернизма.

Вне всякого сомнения, основное отличительное качество модернизма, это после уничтожения им всех иных культур и истин, кроме своей, способность усваивать их. Это утверждение помогает трактовать и понять взаимоотношения, с самого начала складывающиеся у модернизма с христианством, и впоследствии с неевропейскими культурными мирами и религиозными традициями.

То, что постигло вначале христианство, впоследствии постигло буддизм, синтоизм, брахманизм. Чтобы понять, насколько классический буддизм, синтоизм или брахманизм загрязнились капитализмом, достаточно взглянуть на Дальний Восток. Капитализм, не терпящий конкурентов, превратив эти культуры в товар, сделал их средством в своей деятельности производства-потребления, направленной на получение максимальной прибыли.

Общества, которые не обеспечивают себя полностью, используя при необходимости и метафизический рынок, стремятся удовлетворить свой духовный дефицит. Самый простой пример этому йога, которая, являясь элементом буддистской религиозной традиции, стала одной из «услуг» рыночной экономики.

Единственная причина, по которой и христианство, и четыре другие названные религии не смогли противостоять модернизму, это отсутствие у них неизменных кодов. Модернизм, всякий предмет, исследуемый академической наукой, оценивает в рамках своей методологии. Он «выдергивает» этот предмет из среды его понятий и сводит к частности или простой культурной разновидности внутри гигантской модернистической парадигмы. Так как общеизвестно, что при таком подходе ислам сводится к «востоковедению», мы не находим нужным здесь снова вдаваться в споры на эту тему.

Многие наши ученые с факультетов богословия при этом становятся приверженцами той позиции, что классический исламский метод (усуль) нуждается в переработке. Главная причина, по которой споры о методологии все чаще выносятся на повестку дня, это то, что умы, захваченные подражательством, не в силах объяснить людям «мусульманское поведение», которому они, понимая или не понимая его, не могут найти место в рамках парадигмы модернизма, не могут найти ему привычных им аналогий. Хотя с приходом постмодернизма и исчезает трудность объяснения другим людям, появляется проблема тоталитарного давления. Чтобы разрешить эту проблему, одни начинают утверждать, что наша методология или наш усуль нельзя рассматривать независимо от антропологии, другие сводят многие нормы (хукм) Корана и повествований (кыссас) о пророках к неким «рассказам», которые не соответствуют какой-либо социальной реальности.

Каков же наш правильный усуль? В самом ли деле мусульмане, как утверждается, до встречи с модернизмом не смогли понять духа ислама? Каково место ученых, которых наш Пророк (с.а.в.) назвал «наследниками пророков»? Переводчик книги «Методология исламских наук» на турецкий язык Ходжа Хидайет Зертюрк так отвечает на этот вопрос:

«Метод понимания и толкования Корана и Сунны таков: Ученые, являющиеся обладателями веры и благочестия, считаются имеющими полномочия выносить толкования по тем или иным вопросам с условием соответствия основам Корана, Сунны и основным канонам Ислама, принимая во внимание при этом эпоху и обстоятельства в соответствии с значением слов в повседневной речи и в качестве терминов…». Таково же и положение методологии исламских наук.

Предоставление ученым полномочий толковать религиозные тексты не означает, что обыкновенные люди не могут понять эти тексты. Коран и Сунна обращаются ко всем и, как правило, каждый в соответствии со своими способностями может обращаться к ним».

Как известно, одной из главных тем споров эпохи модернизма является «иджтихад». Две книги достойных ученых вносят ясность в эту до сегодняшнего дня усиленно муссируемую тему «закрытия дверей иджтихада» - «Аль-Мувафакат» Имама Шатиби и «Худжатуллахи аль-балига» Шаха Валиуллаха Дихлеви. Но оба шедевра написаны до эпохи модернизма.

Перевод книги «Методология исламских наук» был осуществлен для студентов богословских факультетов. И естественно для тех, чьи глаза затуманены мифами эпохи модернизма и постмодернизма… Эта книга кажется достойной внимания в то же время и по той причине, что является книгой методологии, написанной в эпоху модернизма.

Автором этого труда является Абдульмун’им аль-Кы’ыйй. В оригинале он называется «Канун аль-фикри аль-ислами». Это плод 15-тилетнего труда, в котором особое внимание уделяется культурологическим аспектам ислама. Автор отмечает, что его известные современники в своих посвященных исламу трудах не следуют какой-либо методологии. Его весьма огорчает, что они, несмотря на отсутствие у них такого метода, рассуждают по вопросам ислама. При этом Абдульмун’им аль-Кы’ыйй приводит следующую любопытную классификацию авторов современности:

1.Владея обширной эрудицией, подробно пишет о том, о чем предыдущие ученые писали кратко. В его изложении одна страница превращается в сто.

2.Сам не понимает, что пишет; занимается пустословием.

3.Имеет множество трудов (по моему мнению, трудов больше, чем читателей).

4.Мунафик, предающийся пустословию. Не зная основ ислама, рассуждает на самые сложные темы.

5.Тот, который из ислама берет то, что ему нравится; противоречит сам себе. Иногда отвергает разум, иногда превозносит его, не имеет постоянных критериев. Критикует знания прошлого.

6. Находит удовольствие во взглядах, оставшихся неизвестных широкому кругу, а также в странных темах. По-своему верит, что открывает новое.

7. Воспринимает только внешнюю сторону ислама. Демонстрирует поступки, которые по нраву людям, особенно простым; между тем его слова противоречат очевидным принципам разума.

8. Усиленно занят самокритикой. При этом говорит: «Нам достаточно Аллаха». Но он забывает, что Аллах не одобряет прибедняющихся.

9. Вся его деятельность направлена на то, чтобы своими бессмысленными и пустыми словами заработать деньги.

10. Тратит жизнь на погоню за бесполезными вещами. Большинство наших современников относится к этой группе!


Эрдал Курган

Источник: www.Fikribeyan.net

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку