Исламские новости

Злоупотребление тасаввуфом 12 Июля 2019

Злоупотребление тасаввуфом

Обыденное сознание и массовая культура порой пытаются обесценить основополагающие традиции, свести их до экзотической диковинки или интерпретировать по-новому, не учитывая сути явления. В частности, время от времени приходится слышать о некоторых так называемых суфиях, для которых тарикат стал либо просто интеллектуальным учением, модной «фишкой» лишенной ключевой мусульманской основы, либо способом развлечения туристов.

Такая мода на ложный суфизм, порочащие суть религии проявления не могли оставить равнодушными мусульман, для которых тасаввуф нечто большее чем «практика тела» и актуальный интеллектуальный тренд. В связи с этим мы представляем вниманию наших читателей статью турецкого автора Али Булач, который пытается подвергнуть критике такое злоупотребление тасаввуфом.

Хамит Алгар, ученый, занимающийся историей тасаввуфа, исследованиями, связанными с тарикатами мауляви и накшбанди, поведал мне такой случай: «В Турцию из Америки приехала группа людей, практикующих орден мауляви. Услышав об этом, я очень обрадовался и захотел встретиться с ними. Но спустя короткое время моя радость превратилось в изумление. Как чужим в этой стране, я решил помочь им и хотел показать мечеть, где они могли бы совершить пятничный намаз. Они же мне ответили, что не нуждаются в этом, они уже преодолели такой уровень, что им не нужно совершать намаз. Из всех поклонений они совершали только сама’ – рдение, и считали, что в качестве поклонения этого достаточно».


Случай, рассказанный Хамитом Алгаром, показателен. История ислама знает немало таких, кто считали поклонение (ибадат) делом простого народа, невежественных людей. Группа же, о которой поведал уважаемый ученый, высказывает сходные претензии, считая сама’ тем, что замещает поклонение. Одним словом, сама’ для них является поклонением избранных или ритуалом, замещающим обязательное (фарз) поклонение.

Вне всякого сомнения, ни всех суфиев, ни всех мауляви нельзя отнести к этой категории. Наоборот, как мы знаем, это люди, выказывающие особую щепетильность в исполнение пятикратного намаза и других видов поклонения. Но также и истина, что в истории были такие деятели, которые утверждали, что намаз – это всего лишь внешняя форма, а они же преодолели внешнее и достигли самой сути, принижая, таким образом, намаз и другие обязательные (фарз) ибадаты. Идея та же самая – достигнув сути чего-либо, не остается нужды во внешней форме. С точки зрения ислама совершенно очевидно, что эта идея ложная. Ведь немало таких видов поклонения и указаний шариата, внешняя форма которых крайне важна, и никто не в силах объяснить их с точки зрения логики. Например, никто не сможет привести логические обоснования того, почему утренний намаз установлен в два ракаата, полуденный (зухр) – в четыре, а вечерний (магриб) – в три. Собственно, и нет никакой необходимости объяснять это, мудрость, заложенная в этом, выявляется совершением этого поклонения должным образом.

Конечно, может быть и так, что при исполнении какого-то поклонения с точным соблюдением всех внешних условий игнорируется его духовное содержания. Например, если человек совершает сама’, имея намерения не поминания (зикр) Аллаха, а всего лишь демонстрации этого действия, то это будет лишенный содержания и духа ритуал. Как передают, однажды Мауляна пришел в один дом и попросил хозяйку накрыть стол. Женщина поставила перед ним кувшин с водой и сухой хлеб. Мауляна спросил: «Только это?» Хозяйка ответила, что в доме больше ничего нет. Тогда Мауляна вскочил на ноги и стал кружиться, совершая сама’. Потом он сказал: «Хвала Аллаху, сегодня наш стол подобен столу Мухаммада Мустафы (с.а.в.)». Духовной мир, который мы видим в этом рассказе, в корне отличается от восприятия тех, кто совершает сама’ у входов в пятизвездочные отели, встречая туристов.

В эпоху постмодернизма не только суфийские ритуалы, но и указания ислама и поклонения (ибадат) подвергаются опасности того, чтобы лишиться своего внутреннего содержания. Все превращается в фольклорное шоу, абстрагируется от своего духа, смысла и цели и повторяется в качестве набора ритуалов. Естественно, тасаввуф и орден мауляви также повержены этому. С этим связано то, что Мауляна превращается в экспонат, который демонстрируют в соответствии с представлениями эпохи постмодернизма и потребительского сознания.

Мусульмане словно бы пытаются «убежать» от ибадатов, в которых требуется тщательно соблюдать определенные материальные и физические внешние формы. С одной стороны, они предпринимают попытки свести Мауляну, тарикат мауляви и сама’ к лишенному содержания фольклорному представлению, с другой – послание Мауляны, его духовный мир отделить от шариата и ибадатов, преподнося их как чисто интеллектуальную традицию. В рамках исламских религиозных наук ни одна дисциплина и отрасль знания не является чисто интеллектуальным занятием. В этой области истинной и окончательной целью интеллектуальных усилий и знаний, обретенных путем длительных исследований, является нахождение путей, ведущих нас к Истинному Знанию, или же приведение своей жизни в полное соответствие с религиозными нормами.

Речи, ведущиеся вокруг тасаввуфа и Мауляны в постмодернистскую эпоху, имеют целью вывести «тасуввуф без ислама». Согласно гипотезе «ислама без шариата» существует потребность в тасаввуфе, но этот тасаввуф должен быть очищен от ислама или стремиться к этому. Исходя из этой его особенности и его манипулятивного характера, мы можем назвать его проектом «ислама без шариата и ибадата». Такой выхолощенный тасаввуф превращается в продукт, который каждый с легкостью может продвигать на глобальном рынке, для этого можно создать какую-нибудь гуманистическую подоплеку. Другими словами, это попытки найти среду, которая, будучи принята как мистическая и гуманистическая, может существовать и без ислама.

Мы знаем, что современный Запад в стараниях выйти из того духовного тупика, в котором оказался, обращается к религиям Востока, таким как буддизм, брахманизм, даосизм. Предполагается, что в таких стараниях в какой-то мере могут оказаться полезными и мусульманская традиция, в частности, тасаввуф. При таком подходе восприятие тасаввуфа и Мауляны в качестве рыночного продукта не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к тасаввуфу, ни к Мауляне. В эпоху глобализации правит принцип «Сойдет все», каждый регион старается найти какой-либо товар, который возможно продвигать на глобальном рынке, и обратить его в деньги, например, через «религиозный туризм».


Али БУЛАЧ

Источник: www.dunyabulteni.net

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку