Исламские новости

Сохраняя традиции и вдохновляясь верой: лондонская художница Мобин Ахтар 24 Июля 2024

Сохраняя традиции и вдохновляясь верой: лондонская художница Мобин Ахтар

Черпая вдохновение в украшенных позолотой страницах древних Коранов и исламских миниатюрах, Мобин Ахтар создает работы с использованием традиционных техник. Своим творчеством она стремится исследовать то духовное путешествие, которое человек совершает в поисках истины, а также напомнить о совершенстве творений Аллаха.

Мобин Ахтар, проживающая в Лондоне, получила степень бакалавра медицинской биологии, но в 2014 году вернулась к мечте всей жизни – заняться творчеством. Она создает работы, которые отражают ее восхищение детализированными персидскими миниатюрами и оформлением древних рукописей. Художница стремится применять традиционные методы, чтобы люди больше узнавали о них и восхищались ими, как это было в прошлом. Работы Мобин Мухтар демонстрировались на разных выставках в Великобритании, в том числе на знаковой выставке «Проявление невидимого», на которой были представлены лучшие образцы искусства тахзиба (золочения) и исламских геометрических узоров в Англии.

Мы поговорили с Мобин Мухтар о ее увлеченности традиционным искусством, проблемах живописи и сохранении наследия для будущих поколений.

2024-07-17 23.56.05.jpg

Ваши работы отражают ваше восхищение арабесками, исламскими геометрическими узорами и, в последнее время, персидскими миниатюрами. Как у вас возникла связь с этими видами искусства?

— Это интересный вопрос. Я думаю, что до своего знакомства с традиционным искусством, вообще не знала и не понимала цель искусства. Я бы сказала, что эта связь стала развиваться, когда я занялась творчеством. Сначала меня привлекала чисто визуальная сторона, но когда я начала понимать скрытые смыслы, заключенные в изображениях, то осознала, что пути назад нет, и я нашла то, чем хотела бы заниматься вечно. Меня не перестают удивлять новые открытия, которые я постоянно делаю. Произведения исламского искусства многослойны с точки зрения как их внешнего вида, так и скрытых в них смыслов. И каждый слой прекрасен.

2024-07-17 23.55.54.jpg

Кроме того, я почувствовала сильную связь с нашими предками, создателями этих шедевров. Я бы так и сидела и восхищалась их инновационными на то время техниками, которые, как мне кажется, возвращаются к природе и Аллаху. Благодаря этому я установила более глубокую связь не только с искусством, но и с природой и, следовательно, со всеми бесконечными благословениями нашего Господа и с Ним Самим. В творчестве я нашла способ выразить свое собственное духовное путешествие, найдя дорогу к Нему. Эта связь подталкивает меня узнавать больше о традиционном искусстве.

Вы находитесь под влиянием традиционного исламского искусства и техник живописи. С чего начался ваш путь?

— Я мать троих детей, и в моей жизни наступал тот этап, когда я начала думать о том, чем хочу заниматься для себя и как могла бы построить свою карьеру. У меня есть научное образование, но я желала какую-нибудь творческую деятельность. Еще я хотела быть рядом со своими детьми, чтобы карьера не мешала моему общению с семьей. В то время развивался Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), и я начала выкладывать вещи, над которыми работала. С тех пор прошло около десяти лет. Эта социальная платформа познакомила меня с традиционным искусством и позволила найти множество единомышленников, таких как Джия Мирза, Майда Нур и Шармина Хак.

2024-07-17 23.56.03.jpg

После я обучалась на разных курсах, где училась создавать арабески, исламские геометрические мотивы и открыла для себя миниатюры Ханы Шанаваз. Хана пригласила меня в свою студию, а также предложила научить меня искусству миниатюры и тахзиба (золочения). И не успела я опомниться, как уже готовилась к своей первой выставке! Находиться в присутствии другого художника и естественным образом учиться у него, наблюдая за его работой, беседуя с ним и впитывая опыт – это было лучшим подарком, который Аллах мог преподнести мне в то время. Я верю, что все это произошло потому, что Он знал, как глубоко и отчаянно я хотела учиться.

Вы используете натуральные пигменты для создания своих картин, почему это важно для вас?

— Есть так много причин этому. Первая из них заключается в том, что я хотела создавать произведения традиционного искусства точно так же, как это делали столетия назад. Я изучила технику изготовления красок, чтобы понять процесс и уровень самоотдачи, которые вкладывались в подготовку к созданию картины. Оказалось, что такой подготовительный этап  устанавливает связь между мною и моей работой. Процесс заготовки и поиска сырья помогает уделять больше внимания окружающей среде и помогает сформировать глубокую благодарность за природу и все прекрасные вещи, дарованные нам Аллахом, чтобы мы могли наслаждаться ими и черпать вдохновение.

2024-07-17 23.56.11.jpg

Я рисую цветы и пейзажи, и это удивительно чувство – знать, что я рисую природу тем, что дала природа. Более практичная причина заключается в том, что я могу контролировать качество краски и чистоту цвета. Например, когда я растираю малахит для получения зеленого цвета, то могу выбирать нужный мне оттенок. Многие натуральные пигменты имеют красивое мерцание, которое придает моим работам приятный тонкий блеск.

Ваши работы отражают богатое наследие исламского искусства и культуры. Как их встретила публика?

— Я живу в Лондоне, и такое искусства здесь редкость, это не то, с чем знаком среднестатистический британец. Тем не менее, у нас было две выставки, в которых приняли участие около 10 женщин, занимающихся традиционными исламскими искусствами. Первая прошла в Лондоне, а вторая – в Городской художественной галерее Саутгемптона. В обоих случаях мы получили удивительный отклик от людей из всех слоев общества.  Я увидела огромный интерес к исламскому искусству, а также к культуре в целом. Люди задавали множество вопросов и были искренне заинтригованы. Я рассказывала о своей работе, и духовный аспект исламского искусства нашел отклик у многих.

2024-07-17 23.56.18.jpg

Почему важно сохранение культурного наследия?

— Существует огромное количество знаний, которые нам необходимо сохранить и передать будущим поколениям. Так много техник и методов уже исчезло из-за отсутствия записей и практики. Мы не можем воссоздать некоторые цвета и красители, использовавшиеся в прошлом, потому что рецепты утеряны. Точно так же во многих других видах традиционного искусства некоторые техники утрачены навсегда.

2024-07-17 23.56.28.jpg

Сохранение культурного наследия означает защиту тяжелого труда наших предков. Многие люди гордятся своими корнями, и продолжают поддерживать свою культуру. Я думаю, нам необходимо наше наследие и для того, чтобы понять, кто мы такие. Оно представляет собой то, что отличает нас, но это также это и то, что объединяет, позволяя узнать больше друг о друге и обмениваться идеями, поделками, рецептами и т.д. Но если не защищать это наследие и не заботиться о нем, то оно исчезнет навсегда, а значит, пропадет и труд людей, которые его создали. И это станет огромной потерей.

Как, по-вашему, выглядит будущее исламского искусства, и как мы можем продолжать поддерживать традицию?

Я вижу, что все больше и больше людей приобщаются к исламскому искусству, его ценят по-новому, и я верю, что немалую роль в этом процессе принадлежит учреждениям, которые были созданы с целью его преподавания. Способ сохранить живым это наследие – продолжать практиковать его и обучать тех, кто хочет учиться.

2024-07-17 23.56.23.jpg

Было бы также здорово расширить представительство в мире искусства тех, кто практикует исламские искусства. Выставка «Проявление невидимого» в Великобритании проделала большую работу по привлечению внимания к ним, а также к мусульманскому сообществу. Наконец, я считаю, что молодому поколению необходимо предоставить возможность обучаться таким искусствам в учебных заведениях. Это даст тем, кто увлечен ими, шанс дольше практиковаться и совершенствовать свои навыки.

Источник: https://www.baytalfann.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку