Исламские новости

Багдад – культурный и научный центр «золотого века» ислама 5 Июня 2023

Багдад – культурный и научный центр «золотого века» ислама

Багдад, который стал быстро развиваться во всех областях с момента своего основания, в IX-X веках стал крупнейшим городом исламского мира и центром науки, культуры и цивилизации.

Параллельно с ростом торговли и благосостояния шло быстрое развитие науки, литературы и искусства. В культурных учреждениях, создаваемых в Багдаде при покровительстве и поощрении халифов и визирей, учились виднейшие деятели исламского мира.

Одним из направлений деятельности, благодаря которому Багдад внес огромный вклад в развитие мировой цивилизации, был перевод трудов древних авторов с различных языков на арабский. Начало таким переводам было положено еще в период Омейядов, они продолжились при Аббасидах, приняв систематический характер. Таким образом, Багдад стал центром, объединившим Южную Европу с Западной Азией и Ближним Востоком, где уже спустя менее 200 лет после его основания переводились труды в том числе индийских и персидских авторов.

б_фотография Багдада конца XIX в..jpg
Фотография Багдада конца XIX в.

Харун ар-Рашид и Бармакиды поощряли сирийцев из знаменитой Академии Гондишапура, одного из двух великих центров эллинизма, индийцев, харранцев и набатеев, переезжать в Багдад и участвовать в переводческой деятельности. Благодаря этому многие произведения, написанные на греческом, пехлеви, латыни, санскрите, набатейском и сирийском языках, были переведены на арабский язык. В результате последний стал не только языком Корана и поэзии, но и языком философии и науки. Переводческая деятельность значительно ускорилась благодаря «Дому мудрости» (Байт аль-хикма), основанному Харуном ар-Рашидом (763-809) в Багдаде, превратившемуся в полноценное учреждение во времена Мамуна (786-833) и продолжавшему свою деятельность во время правления нескольких последующих халифов. Сначала это учреждение выступало как бюро переводов и библиотека, а позже стало центром исследований в области философии и рациональных наук. На примере «Дома мудрости» в Кайруане (Тунис) был создан центр научных и религиозных исследований высокого уровня.

б_ миниатюра XV в., изображающая завоевание Багдада монголами.jpg
Миниатюра XV в., изображающая завоевание Багдада монголами

В результате переводческой деятельности, пережившей свой золотой век в IX-X веках, в исламскую культуру было введено в обращение множество трудов древних авторов по философии, логике, математике, медицине, зоологии, ботанике, химии и литературе. Их оригиналы были привезены из академий Александрии и Гондишапура, а также библиотек Индии и Византии. Комитет, которыми руководили такие интеллектуалы, как Сахль ибн Харун, отвечал за определение произведений для перевода, их доставку и сам перевод на арабский язык квалифицированными переводчиками. Комитет также следил за единством языка и стиля в переводах. Тщательно выбирались писцы, записывающие тексты, и даже переплетчики для рукописей. Среди известных переводчиков того периода можно отметить Умара ибн Фаррухана ат-Табари (ум. 815), Хунайна ибн Исхака (ум. 873) и Сабита ибн Курру аль-Харрани (ум. 901). А арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном Якуб ибн Исхак ал-Кинди (ум. 870 [?]) работал редактором в «Доме мудрости». Благодаря покровительству науке и культуре со стороны халифов и государственных деятелей в Багдад стекались ученые и переводчики. В результате в городе появилось множество книжных магазинов, здесь проводились литературные дебатов и встречи, рос интерес к книгам среди населения. Однако мусульмане не довольствовались одними только переводами. Занимаясь как религиозными, так и естественными науками они создавали независимые труды.

б_миниатюра насуха матракчи, изоражающая багдад XVI века.jpg
Миниатюра насуха матракчи, изоражающая Багдад XVI века

Таким образом, были созданы условия для развития культуры и цивилизации, появились великие ученые, философы, мыслители и писатели. Багдад стал крупным центром как религиозных, так и научных исследований. Здесь работали крупнейшие деятели, внесшие вклад развитие не только исламского мира, но и всего человечества. Среди них можно упомянуть следующих:

- Мухаммад ибн Муса аль-Харизми (ум. 850), математик, астроном, географ и историк, благодаря которому появились «алгоритм» и «алгебра»,

- математик, теоретик музыки, астроном аль-Кинди (ум. 783), которого также называют первым исламским философом,

- один из крупнейших средневековых ученых IX века, астроном, математик и географ Фергани (III/IX век), 

- математик, астроном и астролог Абу Машар аль-Балхи (ум. 886),

- астроном, математик, механик и врач Сабит ибн Курра аль-Харрани (836-901),

- ученый-энциклопедист, врач, химик и философ Абу Бакр ар-Рази (ум. 925),

- выдающийся средневековый арабский астроном и математик аль-Баттани (ум. 317/929),

-  два самых известных представителей исламской философской мысли – Абу Наср аль-Фараби (ум. 950) и Ибн Сина (ум. 1037),

- Абу Райхан Бируни (ум. 443/1051), ученый-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.

 - выдающийся богослов правовед и философ Абу Хамид аль-Газали (ум. 1111),

- арабский писатель, богослов, основоположник арабской литературной критики аль-Джахиз (ум. 869),

- богослов, известный толкователь Корана, хадисовед, правовед, философ, историк, литератор, языковед Ибн Кутайба (ум. 889),

- аль-Мубаррад (ум. 898), лингвист, мастер красноречия, знаток арабского языка, автор «аль-Камиля» – одной из полнейших книг по арабскому языкознанию.

Автор: Абдулкерим Озайдын

Источник: www.islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку